Свобода слова – понятие ужасно растяжимое
Американское правительство предъявило американскому политологу Дмитрию Саймсу и его супруге Анастасии обвинения в нарушении законодательства о санкциях. Это следует из документа Минюста США.
Очень серьезно оценили американцы работу ведущего ток-шоу «Большая игра» на «Первом канале». Максимально возможное наказание, которое грозит Саймсу и его жене, — по 60 лет тюрьмы каждому.
В пресс-релизе указано, что Анастасия Саймс покупала произведения искусства в американских галереях или аукционных домах, а затем отправляла их в Россию. В документе также говорится, что сейчас супруги «находятся на свободе, предположительно, в России».
Происходящее является очередным подтверждением тезиса о том, что «свобода слова — она кому надо свобода слова». Можно не сомневаться в том, что профессиональные борцы за свободу прессы горячо поддержат обвинения по адресу Саймса с женой. Еще и пожалуются, дескать, 60 лет тюрьмы за «Большую игру», да еще на «Первом канале» — это слишком гуманно.
Особенно надрываться станут русскоязычные «общечеловеки»-релоканты. Им особенно обидно — Саймсу в Москве квартиру и машину с водителем предоставили, щедро платят. А заметные некогда в Москве «общечеловеки» вынуждены по прибалтийским задворкам Европы шакалить в поисках куска хлеба, всерьез рискуя собой при встречах с публикой. Хорошо, если только кетчупом в морду плеснут, но ведь могут что-то и погаже использовать. Так что обличители у Дмитрия Саймса найдутся.
Надо отметить, что Соединенные Штаты всегда стараются «достать» инакомыслящего, всерьез их раздражающего.
Наглядным примером этого является, например, судьба Бобби (Роберта) Фишера, 11-го чемпиона мира по шахматам. Он решил в 1992 г. играть в Югославии со своим старым соперником – Борисом Спасским. Это в самый разгар санкций против Белграда. «Роберт Фишер — это мятежник по складу характера и ума, Че Гевара мира шахмат», — справедливо писали о нем. Фишер победил со счётом 10:5. Вот тут и начался «спорт вне политики».
К шахматисту предъявили претензии налоговое ведомство и Госдеп США, обвинившие Фишера в нарушении международного эмбарго (бойкота Югославии, объявленного США) и уклонении от уплаты налогов. По первому пункту ему грозило до 10 лет тюрьмы, по второму — штраф в $250 тыс.
10 лет тюремного заключения за шахматный матч — чрезвычайно убедительный аргумент. Фишер понял степень опасности и в США решил не возвращаться. Пожил он некоторое время в Венгрии, затем в Японии. Госдеп США официально объявил об аннулировании паспорта Фишера, и в 2004 г. он был арестован в Японии за «незаконное проникновение на территорию страны» и помещен в тюрьму для нелегальных иммигрантов. Адвокаты Фишера справедливо утверждали, что на момент приезда Фишера в Японию его паспорт был действителен. О каком же «незаконном проникновении» вообще шла речь, ведь он приехал вполне официально?
Но ссылки юристов на законы и элементарную логику не помогли. Фишер продолжал сидеть — раз американцы велели, японцы послушно выполняли их хозяйские указания. Строптивый Фишер провел в тюрьме 8 месяцев и в 2005 г. был депортирован в Исландию, решившую предоставить ему гражданство. После депортации из Японии он жил в Рейкьявике, где и скончался в 2008 г. Много похожих примеров можно привести.
Надо ожидать того, что и ведущего «Большой игры» американские власти обязательно постараются «достать». Но как это сделать, если он находится в России? До чего могут додуматься в Минюсте США?