7 января 1918 года. Нью-Йорк. Театр «Ипподром» полон до отказа — почти шесть тысяч зрителей в нетерпении ожидают начала представления. Гудини, уже известный своими невероятными трюками, готовится показать нечто, что превзойдет все ожидания публики.
На сцену выводят живого слона — огромное животное, весом в несколько тонн. Публика замирает в предвкушении. Что же собирается делать Гудини с этим гигантом?
Ассистенты выкатывают на сцену огромный ящик — клетку-загон. Гудини, одетый в свой неизменный фрак, приглашает зрителей убедиться в отсутствии каких-либо потайных дверей или фальшивых стенок. После тщательного осмотра слона заводят в загон и ассистенты набрасывают на слона белое покрывало.
Наступает момент истины. Гудини закрывает дверцы загона, произносит свое магическое заклинание и… стреляет из пистолета! Громкий хлопок заставляет публику вздрогнуть и моргнуть. Когда же зрители открывают глаза, загон пуст. Слон исчез!
Изумление и восторг охватывают зал. Как такое возможно? Куда мог деться огромный слон?
Гудини, как истинный мастер своего дела, никогда не раскрывал секретов своих фокусов. Однако спустя годы специалисты и историки иллюзионизма предложили несколько возможных объяснений этого удивительного трюка.
Ключом к разгадке, вероятно, была особенность конструкции театра «Ипподром». Зрительный зал состоял из трех полукруглых ярусов, что создавало определенные сложности в восприятии происходящего на сцене. Многие зрители попросту не могли видеть ящик со слоном под идеальным углом.
Предполагается, что в основе трюка лежала сложная визуальная иллюзия. В момент выстрела, когда внимание публики было отвлечено, а глаза инстинктивно закрывались, перед ящиком мгновенно поднимался специальный занавес. Этот занавес был идеально подобран по цвету и текстуре к заднику сцены, создавая иллюзию «прозрачности».
Слон, конечно, никуда не исчезал. Он оставался в ящике, скрытый от глаз зрителей хитроумной системой зеркал и занавесов. Но благодаря мастерству Гудини и продуманной до мелочей постановке, публика была уверена, что стала свидетелем настоящего чуда.
Согласно еще одной версии под белым покрывалом, которым накрывали слона, находилось черное покрывало и оно по цвету совпадало с задником клетки-загона и сцены. В момент выстрела и «моргания» зрителей белый «покров» сдергивался со слона за доли секунды. Слон оставался, конечно, на месте, но уже под черным покрывалом и полностью сливался с задником сцены. Эффект «хамелеона» убеждал зрителей, что слона в загоне нет.
«Исчезновение живого слона» стал одним из самых известных и обсуждаемых трюков Гудини. Этот фокус не только демонстрировал его невероятное мастерство как иллюзиониста, но и показывал глубокое понимание психологии зрителей и умение манипулировать их восприятием.