Наши постоянные читатели знают, что санкции запрещают продажу и экспорт предметов роскоши в Россию. Ограничения распространяются, среди прочего, на швейцарские часы стоимостью более 300 франков. Однако люксовые часы все-таки продолжают попадать на российский рынок, например, через Турцию (о том, как это происходит, мы рассказывали здесь). Оказалось, что процесс этот в каком-то смысле двусторонний, что стало заметно на завершившихся недавно Geneva Watch Days.
В частности, московский часовщик Константин Чайкин установил в Женеве новый рекорд, создав самые тонкие в мире наручные часы толщиной 1,65 мм (ранее рекордсменами были Richard Mille c моделью RM UP-01 Ferrari толщиной 1,75 мм и Bulgari с моделью Octo Finissimo Ultra толщиной 1,70 мм). На Geneva Watch Days был представлен прототип часов, получивших название «ThinKing». Их дизайн вдохновлен фирменной для Чайкина серией «Джокер»: один глаз показывает часы, а другой – минуты. В часах использован сложный механизм K.23-0, запас хода составляет 32 часа.
Как пишет Le Temps, Чайкин проявил изобретательность, уменьшив самые громоздкие компоненты, включая пружину и баланс. Но не исключено, что рекорд будет поставлен под сомнение. Дело в том, что часы не являются полностью автономными, поскольку для подзавода и установки времени им необходим внешний модуль. По информации Le Temps, Чайкин может выпускать по дюжине таких часов в год. Цена еще не определена. Для сравнения: Richard Mille UP-01 Ferrari стоят 1,7 млн франков. Всего мануфактура Чайкина выпускает около 300 часов в год. При этом всех своих сотрудников часовщик обучил сам, поскольку в России нет часовых школ.
Помимо Константина Чайкина свои новинки в Женеве представила и «Ракета» – последняя действующая российская часовая мануфактура, расположенная в Санкт-Петербурге (об истории этой марки мы уже имели возможность подробно рассказать). Как стало известно журналистам Le Temps, несмотря на войну и санкции, россияне не бедствуют: в 2022 году бренд вышел на ближневосточный рынок, где «Ракета» имеет шесть точек продаж. Остальной мир тоже не полностью закрыт, и онлайн-продажи по-прежнему идут полным ходом. Кроме того, спрос в России резко вырос, что компенсировало западные рынки. «Ракета» продает около 7 000 часов в год по средней цене 1 500 франков. На долю российских клиентов приходится 70% продаж. В год продается и около сотни моделей из коллекции высшего класса под названием «Императорская Петергофская фабрика» – по цене около 20 000 франков и исключительно в России. Примечательно, что с 2023 года у мануфактуры нет запасов, и на все коллекции есть очереди. Вообще, тот факт, что в разгар войны россияне представляют свои «Ракеты» в Женеве, кажется немного странным, но геополитика, видимо, обошла часовое дело стороной.