Об этом специальный представитель Президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов заявил в ходе форума «Климатическая повестка БРИКС в современных условиях», проходящего в Москве. Форум организован Минэкономразвития России в рамках российского председательства в БРИКС в 2024 году.
«В чем я убежден, так это в том, что климатическая повестка не должна подвергаться сомнению, - подчеркнул Титов. - Борьба с изменениями климата – важнейшая задача. Порой звучат голоса, призывающие выйти из Парижского соглашения, но следовать им не стоит.
Однако наличие важной задачи не отменяет противоречий и проблем, стоящих на пути ее выполнения. К примеру, вопрос эмиссии парниковых газов. Хотя на непосредственную деятельность человека, по расчетам ученых, приходится лишь 6 % глобальных выбросов парниковых газов, страны, являющиеся чистыми потребителями энергоресурсов, добились того, что реализация соответствующей Цели устойчивого развития из перечня ООН полностью сконцентрирована именно на это антропогенном факторе. Главная цель такой стратегии – замещение ископаемого топлива, на него приходится до 90 % финансирования».
«Между тем проекты поглощения CO2 (леса, водная биосреда и т.д.), имеют точно не меньший потенциал, чем «зеленая энергетика», но на них практически не отводится финансирования, - продолжил спецпредставитель Президента. - При том, что стоимость углеродной единицы, полученной этим путем, может обходиться до десяти раз дешевле.
При расчете ответственности за глобальное потепление в учет не берется конечное потребление в развитых странах, в реальности провоцирующее рост выбросов, а также исторический вклад стран в эти выбросы. В результате, в условиях, когда добыча ископаемых сконцентрирована в одних странах, а потребление в других, «зеленый переход» для одних становится экономическим бонусом, а для других - барьером. И конкретных правил справедливого перехода пока что не сформулировано.
Механизмы финансирования перехода на практике почти не задействованы. «Зеленый климатический фонд ООН» наполнен на 13 %, а «Адаптационный фонд» смог собрать только 1 млрд долларов, в то время как расходы развитых стран на цели, не способствующие улучшению климата, составляют триллионы долларов.
Не создано единого рынка углеродных единиц, но зато вводится трансграничный углеродный налог, фактически диктуются правила и создаются преимущества для экономик Европы».
«Мне кажется, что решение этой задачи надо концентрировать в кругу стран с более-менее сходными подходами, - резюмировал Титов. - Например, Китай во многих аспектах экологической повестки обошел даже европейские страны. Думаю, что надо строить единый рынок углеродных единиц на этой базе».