Как региональные аппараты уполномоченных по защите прав предпринимателей несколько месяцев работают без федерального омбудсмена? С какими проблемами из-за этого сталкивается бизнес-сообщество? И нужен ли власти этот институт вообще?
Почти полгода бизнес-омбудсмены в субъектах РФ работают без своего федерального лидера. Бориса Титова, который с 2012 года возглавлял головную организацию, Владимир Путин сделал своим спецпредставителем по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, а нового представителя по защите прав предпринимателей президент не назначил. Несколько месяцев на местах копятся документы и вопросы, которыми в отсутствии преемника Титова заниматься некому.
Яркий пример: в подвешенном состоянии оказались бизнес-омбудсмены, которые проходили процедуру избрания на этот пост в последнее время, когда Борис Титов сменил сферу деятельности. Некоторые не могут выйти на этап окончательного согласования с первым лицом этого института — потому что этого лица нет, и законом не предусмотрен вариант, когда кто-то временно возьмет на себя его функцию. Так что ряд регионов застопорился с передачей дел от уходящего бизнес-омбудсмена к новому.
«Континент Сибирь» направил редакционный запрос в аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в надежде получить разъяснения. На момент публикации изданию ответа не поступило.
Исполнительного директора новосибирской «ОПОРЫ РОССИИ» Наталию Кошелеву на пост уполномоченного Приморского края предложил губернатор, секретарь краевого отделения «Единой России» Олег Кожемяко. (Кстати, в марте этого года «Континент Сибирь сообщал, что в Приморье переехала вице-председатель новосибирского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Евгения Чавкина, которая стала заместителем министра экономического развития края).
24 июля за назначение Кошелевой омбудсменом проголосовало региональное Заксобрание. 9 сентября истекает второй предельный срок работы предыдущего защитника Марины Шемилиной, но Наталия Кошелева билет на Дальний Восток не брала. Полномочия самого Бориса Титова истекли еще в 2022-м, что не мешало ему оставаться бизнес-омбудсменом еще два года, вплоть до нового президентского назначения.
Новосибирский бизнес-омбудсмен Николай Мамулат с Борисом Титовым. Фото Михаила Перикова из архива «Континента Сибирь»
Неясно даже, сможет ли новый приморский уполномоченный приступить к обязанностям, если, например, Марина Шемилина напишет заявление и уйдет — как Титов. «Континент Сибирь» сделал запрос губернатору Приморского края, чтобы выяснить, как будет решаться вопрос сменяемости омбудсменов в Приморье, и есть ли препятствия для назначения Наталии Кошелевой, например, в статусе временно исполняющей обязанности уполномоченного до согласования ее кандидатуры преемником Бориса Титова. Минэкономразвития Приморского края уведомил редакцию, что «Ответы на вопросы в письме требуют дополнительного времени для проработки».
Кандидатура сибирячки вызвала дискуссии в местном предпринимательском сообществе. По сведениям «Континента Сибирь», один из приморских бизнесменов пытается оспорить выдвижение Кошелевой. Но в федеральной «ОПОРЕ РОССИИ» всерьез к этому не относятся и предпочитают не уделять внимание «сутяжничеству».
Справка. Наталия Кошелева, юрист, исполнительный директор новосибирского отделения «ОПОРЫ РОССИИ», вице-президент Ассоциации малоформатной торговли, эксперт рабочей группы в сфере развития конкуренции при аппарате правительства РФ.
В 2020 году возглавляла список «Партии Роста» (лидером которой был Борис Титов до слияния в 2014 году с «Новыми людьми») на выборах в Заксобрание Новосибирской области. В 2021 году «Партия Роста» включила Наталию Кошелеву в списки на выборах в Государственную думу.
В 2024 году Наталия Кошелева претендовала на пост уполномоченного по защите прав предпринимателей Новосибирской области, депутаты регионального Заксобрания проголосовали за то, чтобы Николай Мамулат остался уполномоченным на второй срок.
Президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин в разговоре с «Континентом Сибирь» выразил уверенность, что губернатор Приморского края может назначить временно исполняющего обязанности уполномоченного по защите прав предпринимателей, пока на федеральном уровне не появится бизнес-омбудсмен и не согласует защитника, либо до изменения регионального закона. «Полномочия предыдущего омбудсмена завершаются в начале сентября, — говорит Александр Калинин. — Новому омбудсмену ничего не мешает работать с приставкой врио какое-то время. Губернатор вправе это решать. Естественно, я думаю, глава региона рекомендации Законодательного собрания и бизнеса примет во внимание».
Бизнесмены снова ждут
Как раз сейчас идет активная фаза смены уполномоченного по бизнесу в Хакасии. Но там иной механизм отбора и согласования кандидатов. По итогам интернет-голосования лидером стал выдвинутый республиканским бюро «ОПОРЫ РОССИИ» по защите прав предпринимателей, адвокат Александр Бизимов. Согласно сообщению пресс-службы правительства Хакасии, его окончательное утверждение — за депутатами Верховного Совета республики.
«Континент Сибирь» направил запрос в правительство Хакасии с просьбой пояснить, насколько критично отсутствие федерального омбудсмена для процедуры передачи полномочий при смене защитников в Республике. С переназначением на второй срок вопросов меньше. Собеседник «Континента Сибирь» в аппарате одного из субъектов РФ рассказал, что у переизбранного омбудсмена просто продолжается первый срок, пока преемник Титова не поставит автограф на бумаге о повторном избрании.
При этом местные власти не могут затягивать с избранием региональных уполномоченных до переназначения сменщика Титова — закон обязывает провести голосование к моменту истечения срока полномочий местного защитника. При этом как бы процедуры ни отличались, кому бы ни принадлежал приоритет в отборе и утверждении кандидатов — федеральный омбудсмен в любом случае должен завизировать каждую фигуру. А это десятки бумаг — как рассказали «Континенту Сибирь» в аппарате уполномоченных, подписывать их некому с начала марта.
Глава «Инновационной Бизнес Группы» Вадим Морозов: «20 лет решаем нестандартные задачи клиентов»
Председатель «ОПОРЫ РОССИИ» в Новосибирской области Игорь Салов считает, что возникшая неопределенность с бизнес-омбудсменами в отдельных регионах подсвечивает слабую сторону института. С его точки зрения, отсутствие единых правил отбора и выдвижения кандидатов, наличие в Уставе каждого субъекта индивидуальных норм ставит соискателей и действующих омбудсменов в неравные условия, а кроме того порождает вопросы к их легитимности. Собеседник «Континента Сибирь» акцентирует внимание, что, например, в Хакасии, голосование проходит на электронной площадке, то есть, выбирать могут все желающие — хотя после победителю и придется заручиться одобрением парламентариев. Но в других регионах решение, кто станет уполномоченным, принимают депутаты. «Где-то кандидатов заявляет деловое сообщество и может за них голосовать, в других регионах слово в первую очередь — за депутатами. Нужны единые правила назначений и критериев отбора бизнес-омбудсменов, — настаивает Игорь Салов. — Неправильно, что в каждом регионе различаются механизмы отбора бизнес-омбудсменов. Уверен, в первую очередь право голоса по кандидату в уполномоченные по защите предпринимателей должно принадлежать бизнес-сообществу, а не депутатам», — говорит председатель новосибирской «ОР».
Игорь Салов считает странным механизм согласования уже выбранного регионального уполномоченного: кандидатура сначала предлагается, проверяется, потом выдвигается, затем избирается региональным парламентом или жителями региона, и только после всего этого проходит согласование уполномоченного при президенте. «А если по каким-то причинам он не будет согласован? Где перечень этих причин и критериев? Во-вторых: если избранный уполномоченный не согласован? Это означает, что региональные власти не в состоянии найти человека, соответствующего требованиям и провести процедуру выборов?» — председатель новосибирской «ОПОРЫ РОССИИ» настаивает, что если без согласования кандидатуры с федеральным омбудсменом не обойтись, то проводить эту процедуру следует на кандидатской, предвыборной, стадии.
Александр Калинин в беседе с «Континентом Сибирь» сказал, что в сентябре ожидается обсуждение властями с ведущими бизнес объединениями возможных преобразований института федерального бизнес омбудсмена.
Анна Терешкова: «Готова сотрудничать с кем угодно в интересах города»
Когда полноценно заработает федеральный аппарат и сколько времени предприниматели еще обойдутся без правозащитника и представителя на уровне президента — неизвестно. А тем временем на бесхозном столе в Москве копятся не только мониторинги и бумаги по региональным омбудсменам, на полке — инициативы по корректировке норм, прорабатываемых региональными аппаратами уполномоченных — некоторые нормы очень волнуют предпринимательское сообщество (нюансы экологического законодательства, лесного кодекса и так далее). Институт фактически обезглавлен в течение нескольких месяцев, в чем некоторые предприниматели могут увидеть месседж: а что, если у государства совсем сдвинулись приоритеты и ему отныне вовсе не до людей бизнеса?
Безусловно, найти на этот пост фигуру согласия — человека, который устроит большой, средний и малый бизнес, промышленников, ритейлеров и айтишников — непросто и требует времени. Новый омбудсмен должен как минимум не вызывать сильного отторжения и пользоваться уважением значительной части сообщества. Каким бы ни был Борис Титов, он был вхож к президенту, главе правительства РФ, федеральным министрам. От того, кто сядет на его место, зависит, будет или нет что-то значить слово защитника предпринимателей в тех же силовых структурах и судах, сочтут ли нужным его вообще слушать и тем более прислушиваться.
«Бизнес-омбудсмен — фигура, которая может донести наверх оценку состояния предпринимательского климата в РФ, — рассуждает Игорь Салов. — Может приходить к президенту, говорить о деловой атмосфере в стране — в нынешних реалиях этот вопрос очень актуален. Есть Торгово-промышленная палата, есть «Деловая Россия», есть «ОПОРА РОССИИ». За каждой из этих структур стоит определенный сегмент предпринимательского сообщества. Бизнес-омбудсмен — это фильтр, который объединяет интересы и малого, и среднего бизнеса, работая в общих интересах», — резюмирует Игорь Салов.