Что будет представлять из себя Сибирский научно-образовательный кластер? Для чего он нужен и какие задачи будет решать? На форуме «Технопром-2024» руководители регионов, Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) обсудили проблемы и цели взаимодействия региональной науки, образования и реального сектора. На все вопросы ответить не удалось.
27 августа 2024 года в Новосибирске в рамках работы форума «Технопром-2024» состоялось заседание координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) по образованию и науке совместно с СО РАН. Темой заседания стала организация мероприятий Плана реализации Стратегии социально-экономического развития (СЭР) Сибирского федерального округа (СФО) на период до 2035 года в сфере развития науки, образования и кадрового обеспечения в целях научно-технологического развития страны.
Напомним, что план утвержден отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2023 года № 2846-р и включает в себя раздел «Развитие науки и образования, кадровое обеспечение». На заседании координационного совета МАСС, прошедшем под руководством председателя совета губернатора Томской области Владимира Мазура и при участии главы Новосибирской области Андрея Травникова, обсудили реализацию двух пунктов плана предусмотренных к исполнению до конца 2024 года — создание Сибирского научно-образовательного кластера и разработку новой редакции комплексного плана развития СО РАН. Вопросы тесно взаимосвязаны, оба касаются построения перспективной модели эффективного взаимодействия научных и образовательных институтов с производством, и оба, не смотря на сроки, далеки от финальной стадии проработки.
Наибольший риск неисполнения в установленные сроки, по мнению членов координационного совета, существует в отношении пункта 49 Плана реализации Стратегии СЭР СФО «Создание и развитие Сибирского научно-образовательного кластера на базе научных, исследовательских, образовательных организаций». Председатель исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников в преамбуле к дискуссии соответствующим образом охарактеризовал ситуацию, сообщив, что мероприятия, вынесенные на обсуждение «вызывают серьёзные опасения, связанные с тем, что представления о вопросе существенно поменялись после того, как были сформированы конструкции новых национальных проектов». Как показало дальнейшее обсуждение, опасения связаны не только и даже не столько с этим…
Сомнения в необходимости продолжения данной работы в изменившихся условиях попытался развеять Андрей Травников. Глава Новосибирской области дал чёткий ответ на вопрос, для чего необходимо создание научно-образовательного кластера: «Эту работу надо продолжать и с целью укрепления наших позиций в переговорах с федеральными министерствами, и с целью координации наших усилий. Научно-образовательный кластер нужен, потому что именно благодаря наличию этого потенциала в последние 3-4 года мы быстро решали возникающие задачи. Как пример, могу привести одну: если бы не было такого исследовательского, инновационного, производственного потенциала у Новосибирской и Томской областей, проект ЦКП СКИФ был бы безнадёжно отстающим, многие узлы и приборы для него мы не смогли бы изготовить».
Однако однозначного ответа на вопрос, что будет представлять из себя Сибирский научно-образовательный кластер, у исполнительной власти и учёных пока нет. Ожидаемым результатом, согласно постановления Правительства РФ здесь является «территориальная интеграция и объединение образовательных, научных и производственных организаций на основе выработки общей стратегии развития технологий и подготовки высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям для обеспечения технологического суверенитета страны».
Геннадий Гусельников считает, что нужны конкретные ожидаемые показатели от создания кластера. Фото: nso.ru
Заместитель губернатора Томской области по научно-технологическому развитию, руководитель рабочей группы по формированию кластера Людмила Огородова напомнила, что основная задача СЭР СФО — рост вклада округа в ВВП страны, следовательно — увеличение промышленного производства. Соответственно, решению именно этих задач должна быть посвящена работа будущего кластера.
Одной из основных проблем на пути к решению томский вице-губернатор видит в демографических реалиях и перспективах Сибири: «идёт убыль высококвалифицированных и кадров высшей квалификации и замена их на низкоквалифицированную рабочую силу из других регионов, а перед нами стоят задачи технологического лидерства». Сегодня появились новые явления на рынке труда — вахтовый метод работы для высококвалифицированных специалистов и вакансии удалённой работы для инженерных кадров. «СФО должен пойти в направление безлюдных технологий, потому что людей у нас не прибавится. А люди, которые сегодня находятся на рынке труда, должны быть переподготовлены», — констатировала руководитель рабочей группы по формированию Сибирского научно-образовательного кластера.
На фоне такой серьёзной проблематики инициаторы создания кластера вправе рассчитывать на активное включение в работу над вопросом представителей СО РАН. Впрочем учёные пока работают над своим пунктом Плана реализации Стратегии СЭР. Насколько успешно и эффективно покажет время.
По текущей ситуации по пункту 41 «Разработка новой редакции комплексного плана развития Сибирского отделения Российской академии наук до 2035 года с учетом приоритетов и долгосрочных планов развития Сибирского федерального округа» на координационном совете докладчиками выступили руководители СО РАН. Вице-президент РАН, председатель СО РАН, академик РАН Валентин Пармон посвятил свое выступление в значительной части истории вопроса, в частности сказав, что ещё в 1984 году была разработана государственная программа регионального развития производительных сил «Сибирь», которая явилась прообразом Стратегии СЭР СФО. В настоящее время задачи её несколько трансформировались, а актуальность возросла.
Заместитель председателя СО РАН, академик РАН Дмитрий Маркович, рассказал о том, что уже сделано в части разработки новой редакции комплексного плана развития СО РАН. На текущий момент экспертным сообществом определены приоритетные направления развития для макрорегиона Сибирь. В их числе вполне ожидаемо названы традиционные для СФО сырьевой сектор, металлургия и ряд современных технологических направлений, таких как высокоэффективная ресурсосберегающая энергетика, малотоннажная химия, материаловедение и другие. Кроме того СО РАН предлагает активно развивать межрегиональные проекты научно-технического развития.
«По мнению экспертов мы обречены на работу в направлении переработки сырьевых ресурсов Сибири. Поэтому, с целью получения высокого прироста ВРП, нам надо формировать проекты высокого передела. Это материаловедение и химия. Нам нужны специалисты способные создавать и управлять безлюдными технологиями. Это с одной стороны. С другой — один из основных показателей нашей стратегии — создание 211 тысяч новых рабочих мест, при усугубляющемся дефиците по кадрам, в том числе и высококвалифицированным. Здесь есть противоречие. Нам нужны конкретные ожидаемые показатели от создания кластера», — резюмировал докладчиков Геннадий Гусельников.
Продукция высоких переделов — это продукт, полученный на основе нескольких стадий переработки исходного минерального сырья, которые представляют собой отдельные технологические процессы
При этом Андрей Травников, подводя итог обсуждению будущего кластера, был безапелляционно конкретен: «Техзадание на эту работу у нас, надо признать, на сегодня отсутствует. Не из одного доклада я не увидел четкого видения, что в программе создания кластера мы хотели бы получить».
Андрей Травников предложил подготовить техзадание на подготовку программы Сибирского научно-образовательного кластера. Фото: nso.ru
Встаёт вопрос: кто и в какие сроки разработает техническое задание на разработку программы создания Сибирского научно-образовательного кластера? На координационном совете принято решение — создать рабочую группу из заместителей сибирских губернаторов по научно-технологическому развитию под эту конкретную задачу. От Новосибирской области Андрей Травников предложил включить в эту команду Ирину Мануйлову и Льва Решетникова, как «руководителей которые имеют опыт разработки стратегий». Сроки исполнения пункта 49 Плана реализации Стратегии СЭР сдвигаются.