За десять лет употребления Володя потерял абсолютно все. На свою первую реабилитацию он приехал на дорогом Land Cruiser. Дома его ждала жена и четверо детей, налаженный бизнес, родители готовы были оплатить любое лечение. Только ничего не помогало.
Когда Володя в тринадцатый раз приехал в реабцентр, никакой машины у него давно уже не было, жена подала на развод и запретила видеться с детьми, квартиру он продал, а деньги спустил на последнее употребление. И даже родители отказались приютить его у себя. Выходить из реабилитационного центра ему было абсолютно некуда. Соседи по комнате сказали, что живут в приюте для бездомных, туда Володя и отправился.
Тринадцатая реабилитация тоже не помогла. Володя продолжал употреблять. Закончились деньги на героин – пил водку. Он не мог понять, почему так. Он ведь так долго и так настойчиво просил у Бога трезвости. Работал по программе «12 шагов», менял один реабцентр за другим. Правила и порядки этих центров он уже знал наизусть. Знал, какие задания дадут. Знал, как надо на них отвечать. Он все делал. Презирал и делал. Только трезвость не приходила.
В тот вечер Володя ночевал на чердаке, куда его с трудом пустили дворники. Он четко осознавал – это конец. Его измученное многолетним употреблением тело отказывалось дольше ему служить. Было тяжело дышать. Все части тела сдавливала нестерпимая боль. Он знал: употребит, легче не будет. Но и без употребления до утра он не доживет. Мучала мысль: «Был же где-то выход…»
И вдруг – как вспышкой – его пронзила мысль. Она пришла откуда-то из нутра, которое разрывалось от боли. И из середины этой боли вырвалась даже не мысль, а вопль: «Господи, я понял: я никогда не буду трезвым. Скорее всего, я сдохну прямо здесь и сейчас. Но Господи, даже если это так, я хочу оставаться с Тобой! Даже в смерти, в этом днище, в котором я оказался, прошу тебя об одном – позволь мне остаться с Тобой!»
И Володя протрезвел. Не в том смысле, что хмель ушел. Он протрезвел навсегда. С того момента он не употребил больше ни капли алкоголя, ни грамма наркотиков.
Да, еще год работы по программе трезвения ему понадобился, чтобы научиться жить трезвой жизнью. Еще два года, чтобы бывшая жена позволила видеться с детьми. Еще три года, чтобы он начал полноценно работать и зарабатывать. Но начало этой трезвости было именно тогда – в этом вопле к Богу.
Эту историю я услышала от самого Володи (имя и данные изменены). Выздоравливающие зависимые охотно делятся своими историями. Честность – одна из основ выздоровления. Такие выступления называются спикерскими. И, к счастью, доступ к ним в сети открыт. Их легко можно найти.
Я так и делаю в тяжелые моменты уныния. Слушаю истории людей, которые в прямом смысле этого слова стояли на краю смерти, растоптанные и униженные собственной зависимостью, и в ужасном отчаянии нашли в себе силы, чтобы признать свое бессилие и протянуть руку Богу.
«Я не знаю, почему именно я остался жив, – признается Володя. Десятки людей, которые употребляли вместе со мной, уже в могиле. – Бог так решил. И я доверяю Ему бесконечно».
Эти истории оживляют мое очерствевшее сердце в те минуты, когда «все пошло не так», «больше ничего не получится», «я в тупике» и «я хуже всех».
«Где бы я сейчас ни находилась, куда бы дальше меня ни занесло, главное, я хочу оставаться с Тобой, Господи!» – повторяю я вслед за тем наркоманом и алкоголиком, который умирал в ту ночь на неведомой мне крыше.
Я слушаю эти истории как современные жития. Те, классические жития, происходили очень давно. Я изо всех сил стараюсь приблизиться к тем образам, которые они мне предлагают. Но все равно остаюсь на недостижимой дистанции.
А эти алкоголики и наркоманы рисуют такие узнаваемые картинки. Нет, я никогда не употребляла наркотики. И алкоголь не лечит мои душевные раны настолько, чтобы зависеть от него. Но в остальном картинки очень узнаваемы.
Да, герои этих современных «житийных» историй не стали святыми. Но они свидетельствуют своим выздоровлением о близости Бога, Его безмерной Любви и Его всемогуществе: «Не за один ли ассарий продают двух воробьев? Однако же ни один из них не упадет наземь без воли Отца вашего. А у вас и волосы на голове все сочтены» ( Мф. 10:29).
Стоит человеку только протянуть к Нему руку. На самом деле протянуть. От всего сердца. Искренне, до внутренностей. Как может это сделать только человек на пороге смерти, которому больше некогда стесняться, бояться и прятаться. Вот этому я учусь у выздоравливающих наркоманов и алкоголиков.
«Практически все «заповеди» выздоравливающих наркоманов перекликаются с христианскими заповедями, – подтверждает Алексей Лазарев, руководитель православного центра помощи зависимым Реабилитация Live, психолог, консультант по химической зависимости.
Есть обязательные правила для выздоровления. Многолетий опыт, и наш, и зарубежный, подтверждает: если их не придерживаться, обрести и сохранить трезвость будет практически невозможно.
Первое правило – признать свое бессилие перед своей зависимостью и невозможность справиться собственными силами.
Это практически то же самое, что «нищета духовная», воспеваемая в заповедях блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Чтобы получить помощь Бога, нужно сначала перестать надеяться на себя. А это очень сложно. Даже когда погибаешь от наркотиков.
«Я всегда легко могу отличить человека, который принял свое бессилие, капитулировал перед своей болезнью, – говорит Алексей Лазарев. – Такой человек на консультации говорит: «Я готов делать все, что скажете, поеду, куда направите».
Однажды в разговоре с таким человеком я неожиданно вспомнил прекрасный реабилитационный центр в Кемерово. Спросил его «Поедешь в Сибирь?» Он не задумываясь ответил «Поеду». Не стал «торговаться»: «А что за центр, а почему туда…» Он и выздоравливал там качественно, эффективно, стал потом помощником руководителя».
Второе правило: когда приходит бессилие, тогда появляется способность обращаться за помощью. Зависимый человек почти всегда страдает от собственной гордости. Послушать кого-то другого – наставника, специалиста – для него проблема. Когда же приходит смирение – приходит и навык обращаться за помощью.
В реабилитационных программах всегда есть институт наставничества. Это может быть «наставник», «консультант», «впередиидущий» или как в 12- шаговых программах – «спонсор» (калька с английского «sponsor» – «поручитель»). Слушаться наставника, доверять ему – значит выходить из своего эгоистического сценария. Без этого трезвость не наступит.
«Наркотическая зависимость – болезнь прогрессирующая. Дозировки быстро увеличиваются, передозировки случаются все чаще», – Алексей Лазарев знает об этом не только, как специалист, но и из личного опыта – как выздоравливающий зависимый.
«У меня случились три передозировки подряд. Каждая заканчивалась реанимацией. Когда меня откачали в третий раз, я испытывал глубочайшее отчаяние. Оставаться трезвым было совершенно невозможно – состояние было похоже на постоянную тьму, которая, казалось, никогда не кончится.
Состояние было страшным. В двух словах его можно описать «быстрее бы сдохнуть». Я жил только одной мыслью «когда это закончится?!»
Я делал попытки как-то выйти из него. Одной из таких попыток было соборование. И вот после него, не сразу, постепенно стала закрадываться робкая мысль «Может, обратиться к Богу? Ведь я по-настоящему, от всего сердца, никогда к Нему не обращался». Постепенно ко мне приходило бессилие. А потом пришла решимость: «Буду делать все, что скажут». Очень захотелось выжить.
Было сложно. На группе, куда я пришел, молодые 18-летние ребята, гораздо моложе меня, уже имели стаж трезвости. И это было очень сложно признать. И сложно просить у них совета. Но постепенно, шаг за шагом, стал формироваться навык. И это именно навык. Я и по сей день в сложной жизненной ситуации стараюсь позвонить впередиидущим. Какой бы стаж трезвости ни был – 5, 10, 15 лет – для того, чтобы сохранять духовную трезвость, важно спрашивать, советоваться, просто проговаривать, чтобы не полагаться только на свою голову.
«Я не могу, мы – можем!» – один из девизов программы выздоровления от зависимости. Другой человек часто видит ситуацию не так, как я, с иной стороны. Принять эту – другую – точку зрения значит сделать шаг к победе над своей гордыней».
Третье правило для выздоравливающих зависимых: «Первым делом – главное». Это – умение расставлять приоритеты. Что главное для зависимого человека? Выздоровление. Что важнее всего для выздоровления? Духовный рост. Так что «Если Бог будет на первом месте, все остальное – на своем».
В любой непонятный, смутный, тревожный момент жизни достаточно задать себе вопрос «Что я сейчас могу сделать для своего выздоровления?» Ответы могут быть разные: пойти на Литургию, пойти на группу, позвонить наставнику, послужить кому-то. Важно не променять их на суету или другие текущие дела, какими бы важными они не казались. Иначе – нет шанса выжить.
Служение – еще одно непременное условие выздоровления. Многие зависимые только в программе выздоровления, впервые в жизни, делают что-то не для себя. Бескорыстно. Чтобы преодолеть эгоизм – корень зависимости – крайне важно научиться что-то делать бескорыстно.
Лариса, выздоравливающая наркоманка: «Я была трезвой уже пять лет. Регулярно ходила на группы, работала с наставником. Но помимо собственно трезвости я не ощущала своего выздоровления. Да, я перестала употреблять химические вещества. А дальше что? Выздоравливаю я или нет?
Я шла по магазину и думала об этом. На секунду я вдруг остолбенела. Я будто увидела себя со стороны. Кто? Я? Где? В отделе диабетических сладостей? Что делаю? Покупаю угощение сестре (у нее диабет)? Этого не может быть. Не может быть, чтобы это была я. Моя позиция всегда была – только «брать», никогда – «давать». Я привыкла выпрашивать деньги у сестры. Но чтобы я по своей воле что-то принесла ей… Да еще позаботилась о том, чтобы это ей было полезно… Вдруг я поняла, что это и есть мое настоящее выздоровление».
Когда Алексей Лазарев стал ходить на группы для зависимых, он сразу обратил внимание на то, что некоторые из ребят явно отличаются от других. «Они будто светились, они были наполнены радостью, любовью. Это было подкупающе привлекательно. Я решил, что хочу стать таким, как они. Со временем я понял, что объединяло этих людей и отличало их от остальных. Они были «служаки». Они охотно брались за служения (бескорыстную помощь группе). Причем не отсиживались на каком-то одном «удобном» служении. Они то мыли пол и чашки после группы, то служили ведущими, то представляли интересы группы на городских форумах.
Таких людей видно сразу. Недавно состоялся первый слет православных реабилитационных центров. Подготовка шла своим чередом, на следующий день нужно было пожарить шашлыки. На мой вопрос: «Кто завтра пожарит шашлыки?» двое ребят-консультантов не задумываясь ответили: «Мы пожарим». Они привыкли служить ближним – их не нужно уговаривать.
Бескорыстная помощь одного зависимого другому – тоже обязательная часть программы выздоровления. И чем более «продвинутый» выздоравливающий, тем больше он служит: «…и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк, 10:41).
Честность. Выздоравливающий зависимый принимает решение быть беспощадно честным. Потому что ложь – один из симптомов его заболевания. Многие выздоравливающие зависимые вспоминают, что даже в детстве, задолго до своего употребления, были насквозь лживы. Врали на пустом месте. Без очевидной выгоды. А уж когда началось употребление и постоянно нужны были деньги, ложь стала частью их личности.
Быть честным страшно. И начать честно рассказывать о себе и своей зависимости на группе – героический шаг. Но каждый, кто принимался за честность всерьез, знает: стоит «снять с головы железное ведро», честно посмотреть на себя, честно говорить с другими, и жизнь начинает качественно меняться.
Елена Гаранина, заместитель руководителя центра реабилитации «Пересвет» говорит, что принимать на работу выздоравливающих зависимых – большое счастье для руководителя: «Я давно уже в бизнесе, и в данный момент руковожу несколькими организациями. Как работодатель, могу сказать, что выздоравливающие зависимые – это люди абсолютной надежности. Хотя нужно оговориться, что я имею в виду тех ребят, которые по-настоящему приняли свою болезнь и прошли программу до конца.
Наши консультанты как раз из их числа. Работать с ними очень легко. У них настолько отработан навык честности и умение обращаться за помощью, что я, во-первых, могу доверить им любую сумму денег и знаю, что получу отчет до копейки, а во-вторых, могу быть уверена: если что-то пойдет не так, они позвонят и спросят. Не будут прятаться или отмалчиваться.
Потому что для них честность – жизненно необходимый принцип. Стоит допустить малейшее лукавство, небольшую хитрость, как маховик болезни начнет отматывать обратно, к их прежней жизни, а они этого не хотят.
Мы так не работаем над собой, как выздоравливающие зависимые. Постоянно, регулярно и предельно честно. Таких ребят, которые регулярно работают со своей гордыней, – хорошо видно. Они не стесняются учиться, никогда не перебивают и всегда выслушивают до конца. А на критику не огрызаются. Честность с самим собой приучила их прорабатывать критику, а не отгораживаться озлобленностью.
Это мы привыкли к тому, что имеем: здоровье, работа, друзья, близкие. А они испытали столько потерь, что теперь любое проявление жизни воспринимают с радостью и благодарностью. Впитывают все, как губка».
У зависимого человека повреждена структура личности. У него как будто заведен механизм самоуничтожения. И вся жизнь выздоравливающего зависимого – это тренинг личностного роста 24/7. В каждый момент жизни.
Забыл, поленился, отвлекся – в лучшем случае откатился назад. В худшем – срыв. А что такое срыв для зависимого человека с любым сроком трезвости? Это всегда пограничное состояние. Между жизнью и смертью.
Но разве не также устроена природа обычного человека? Природа поврежденного первородным грехом человека точно также настроена на самоуничтожение. В духовной расслабленности он на 100% погибнет. А чтобы сохранять духовную трезвость, нужно постоянно быть начеку. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:1)
Просто духовное падение обычного человека бывает не так заметно со стороны и чаще всего не приводит к смерти физической. Обычный человек «сползает» со своей духовной лестницы медленно и незаметно. Поэтому от выздоравливающих наркоманов можно услышать парадоксальную фразу: «Я благодарен Богу за то, что я наркоман».
Она звучит вызывающе. Но не для тех, кто был на самом дне тьмы, а теперь движется к свету. И нет, они не имеют в виду, что Бог был причиной их зависимости. Но тот опыт, который они получили, Бог преобразил в свет. И это чудо, которое они умеют ценить и боятся потерять.
«Благодаря зависимости я быстрее увидел, кто я есть на самом деле».
Иллюстрации Екатерины ВАТЕЛЬ
Запись Учусь духовному росту у выздоравливающего наркомана впервые появилась Милосердие.ru.