Рыцарь из Мекленбурга, а также его оруженосец, конь и «сопровождающие лица» нерыцарского звания. Художники Гэрри и Сэм Эмблетоны
«Итак, вступи в союз с господином моим, царем Ассирийским; я дам тебе две тысячи коней; можешь ли достать себе всадников на них?»
Книга пророка Исайи, 36:8
История в иллюстрациях. А было так, что в 1241 году Любек и Гамбург образовали Союз германских городов, сумевший к 1367 году развиться в обширный Ганзейский союз. Целью союза было банальное увеличение барыша от морской и сухопутной торговли, причём главным видом торгового транспорта на море сделался именно когг, получивший даже прозвище «ганзейский». Сначала в него входили 57 городов, затем уже 130, причём из них — около 100 портовых, а всего Ганза контролировала до трёх тысяч населённых пунктов, а к началу XV века она уже объединяла около 160 городов. Но не богатством единым была сильна Ганза. Богатство можно всегда отнять вооружённой силой. Вот почему ганзейские купцы сделали ставку на военную силу северных рыцарских орденов: всячески им угождали, ссужали деньгами, то есть фактически превратили их в своих собственных вооружённых наймитов.
Но как были вооружены воины, сражавшиеся за интересы Ганзы, как менялось их снаряжение из века в век? Интересные вопросы, не так ли? К счастью для нас, книгу о них для книгоиздательства «Оспрей» уже написал известный нам английский историк Дэвид Николь, а столь же известные художники этого издательства Гэрри и Сэм Эмблетоны оформили её прекрасными иллюстрациями. И как раз сегодня мы с ними и познакомимся, а также прочитаем обширные подписи-комментарии.
Обложка книги «Вооруженные силы «Ганзейского союза» 13-15 вв.»
Начнём мы с «картинки», на которой изображён мекленбургский рыцарь примерно 1250-1300 года. Как раз такие встретились Александру Невскому на Чудском озере, что неудивительно, ибо примерно так в это время снаряжались на битву практически все западноевропейские рыцари. Сюрко уже имеет пластинчатый подбой, а шлем надевается поверх стёганой льняной шапки; отверстия в сохранившихся шлемах предполагают, что она имела соответствующую ему форму. Сам шлем пришнуровывался к кольчужному капюшону, также надевавшемуся под шлем, причём он имел клапан, который пришнуровывали справа от челюсти. Выступающая часть его кольчужного капюшона также указывает на то, что он надевался поверх собственно кольчуги, а та в свою очередь – поверх толстой «мягкой брони». Сюрко имел подбой из вертикальных пластин, которые могли быть из железа, сыромятной или же «варёной кожи»; причём они не заходят на плечи и не спускаются ниже живота. Знамя прикреплено к древку и показывает нам раннюю форму герба Мекленбурга. Высокое, «обхватывающее», покрытое кожей седло не имеет подхвостника.
Рядом стоит арбалетчик гамбургского ополчения. Некоторые более богатые ополченцы обладали самым совершенным по тому времени военным снаряжением, но другие — нет. Старомодный каркасно-сегментный железный шлем этого арбалетчика с расширенным наносником показывает, что этот воин относится к последней категории. Его кольчужный чепец с цельной подкладкой и кольчуга с короткими рукавами почти столь же архаичны. Обратите внимание также на стёганые, покрытые льном набедренники, доходящие почти до лодыжек. Но вот его арбалет является современным и мощным
оружием с покрытым пергаментом составным луком, деревянной ложей с костяной пластиной, укрепляющей область вокруг «ореха», и длинной железной спусковой скобой. Щит типа баклер, видимо, сделан из дерева, но имеет железный умбон и такие же усиления.
Третьим на этой иллюстрации мы видим вооружённого немецкого торговца конца XIII века. Похоже, этот человек торговал с Россией и Восточной Европой, потому что одет в дорогую шубу с подкладкой из меха и разрезными рукавами. Купец позаботился надеть на себя кольчугу и приобрёл «добрый меч». На заднем плане стоят вьючные мулы с грузом сетчатых мешков на деревянных сёдлах, а вдалеке виден когг раннего типа.
Корабельная пехота 1300-1375 гг.
На этой иллюстрации мы видим пехотинца-фриза (слева) начала XIV века. Фризы пользовались большим спросом как моряки и воины, хотя относительно немногочисленные изобразительные источники свидетельствуют о том, что их военное снаряжение оставалось весьма архаичным. Например, у этого человека железный бацинет надет поверх льняного чепца, а его доспехи состоят всего лишь из толстого стёганого оплечья и длинного стёганого гамбезона. Традиционное оружие фризов — дротик с железным наконечником и обмотанной кожей рукояткой. Эта реконструкция дротика сделана на основе изобразительных источников, включая и легкие деревянные лопасти на конце древка.
Морской пехотинец из Штральзунда 1350-1375 гг. (в центре) выглядит более солидно. У этого городского ополченца высококачественное военное снаряжение. Железная военная шляпа с глубокими, изогнутыми полями, заострёнными спереди, окрашена красной краской для защиты от ржавчины. Возможно, потому что он служит в море, он носит только нагрудник кирасы поверх кольчужного хауберка и гамбезон с ламинированным стальным фартуком, защищающим переднюю часть живота и бёдер. Его ноги защищены кольчужными шоссами, а плечи ещё и наплечниками из «варёной кожи», надетыми поверх хауберка; на его набитых кожаных перчатках тыльная сторона руки и пальцы покрыты чешуйками из кожи или кости. Вооружение – явно тяжелый арбалет и большой кинжал-базилард. На щите пулевидной формы изображён старый герб города Штральзунда.
Простой матрос середины XIV века находится справа. Он несёт сообщение для капитана корабля в водонепроницаемой кожаной сумке с лентой и печатью; а его полированный деревянный посох является знаком его статуса официального посланника. Одет в одежду мипарти и капюшон-шаперон. Он вооружён ранней формой кинжала-базиларда с деревянной рукояткой и короткими железными крестовинами. В гавани на заднем плане можно увидеть кран с ручным приводом и одномачтовый ганзейский когг, который выходит в море.
Конники и союзники Ганзы 1300-1375 гг.
Слева на иллюстрации находится рыцарь, несущий герб Морневеха, начала XIV века. Этот рыцарь остановил дворянина и торговца у моста с воротами, обозначающего границу между территорией ганзейского города и соседней феодальной территорией, чтобы осмотреть сундуки с сокровищами торговца. В XIV веке немецкие доспехи приобрели характерные особенности, которые отличали их от доспехов соседей Германии, но которые оказали глубокое влияние на регионы к востоку и северу от неё. Этот рыцарь из балтийских немцев носит на голове раннюю форму бацинета с большим забралом, откидывающимся вверх, но без кольчужной бармицы; вместо этого голову у него покрывает кольчужный чепец, надетый явно на что-нибудь стёганое. Кольчужный хауберк с длинными рукавами надет опять же на стёганый гамбезон, поверх которого надет сюрко. Наплечники айлеты на его плечах не имеют защитной функции, но, как и перекинутый щит, несут на себе изображение герба семьи Морневех. Кольчужные шоссы закреплены тугими шнурками под коленями, а перчатки имеют три железные горизонтальные металлические пластины, приклёпанные по верхней части запястья и тыльной стороне ладони.
Дворянин на службе Гольштейна-Рендсбурга несёт на своём снаряжении старинный герб Гольштейна-Рендсбурга (белый стилизованный чертополох), который изображён на сюрко и на конской попоне, а также нарисован на его щите. Шлем-бацинет относится к раннему, низкокупольному типу и имеет откидной кольчужный клапан, подбитый кожей, крепившийся за крючок на шлеме. Здесь он показан свободно свисающим. Обратите внимание на большой шлем, прикреплённый у седла. Ранняя форма латного доспеха, покрытого тканью, выдаёт своё наличие фестончатым краем, который виден у седла. Перчатки кожаные со стальными пластинами. На ногах кожаные, чешуйчатые набедренники, доходящие до колен; куполообразные наколенники приклёпаны к покрытым кожей стёганым «рукавам» вокруг колен. Пластинчатые поножи на передней части голени надеты поверх кольчужных шоссов.
Немецкий купец 1360-1370 гг. (справа). Богатые купеческие семьи, которые играли доминирующую роль в делах Ганзы, нанимали большое количество мужчин для ведения торговли, которая была сопряжена с немалыми опасностями. Хотя одежда этого путешественника показывает, что он был человеком довольно-таки зажиточным, вооружился он так, чтобы очень уж сильно не потратиться. Например, стёганый жупон, который обычно надевали поверх кирасы с полной нагрудной и спинной пластинами, здесь надет поверх кольчужного хаубергона с медной оторочкой по подолу, скорее всего, восточной работы. Стёганая шапка сидит на голове довольно высоко, а всё потому, что надета она поверх искусно украшенного фестончатого шаперона. Купец вооружён большим кинжалом-базилардом и коротким копьём. Вьючное седло стоящего рядом мула имеет длинные петли верёвки для крепления двух кованых сундуков, по одному с каждой стороны; обратите внимание на сложный механизм замка, который виден внутри открытой крышки сундука.
Корабли и флаги Ганзы
Ранний когг, конец XII и XIII века (слева внизу). Рисунок когга слева вверху сделан на основе реконструкции «Бременского когга». Высокая грузоподъёмность, прочность и надёжность кораблей этого типа сделали когг рабочей лошадкой европейской морской торговли с XII и по начало XV века. Самые ранние когги имели рулевое весло, как и их предшественники – корабли викингов, но тот же «Бременский когг» уже имел кормовой руль. Когг XIV века (вверху справа): полностью снаряжённый, пригодный для торговли, перевозки войск и морских сражений, отличался высокой кормовой и носовой частями с зубцами наподобие крепостных стен.
В середине XV века появляется такой корабль, как хольк, который соперничал с коггом на море и, по-видимому, был более крупным и более ценным судном. Не было найдено ни одного раскопанного холька, но письменные и изобразительные источники позволяют нам доказательно говорить о том, что у холька, как и у когга, была клинкерная обшивка, но не одна, а целых три мачты. Причём возможно, что полосы или отдельные ряды обшивки на этих судах перекрывали друг друга снизу вверх, а не сверху вниз.
Здесь же мы видим и флаги ганзейских кораблей XIII-XV вв.: XIII в. – (6a) Гамбург, (6b) Рига, (6c) Любек D7; XIV в. – (7a) Бремен, (7b) Данциг, (7c) Росток, (7d) Эльбинг, (7e) Штральзунд D8; XV в. – (8a) Кёнигсберг, (8b) Висмар, (8c) Штеттин.
Продолжение следует…