Следить, чтобы никто не отлынивал, обязали руководителей медицинских организаций. Причина небывалого учебного аврала — назначенный на 1 января 2025 года переход к работе по клиническим рекомендациям (роковую дату уже переносили, но речь сейчас не об этом).
Спешка, как известно, хороша при ловле блох. А при освоении важнейшей для профессиональной деятельности врача информации? Давайте прикинем ее объем. Чтобы полноценно изучить один учебный модуль, требуется минут 40–45. Согласно опросу одного из профессиональных сервисов, 40 процентов врачей, уже получивших задания, должны освоить больше 100 модулей. А некоторые из них — больше 250! Доктора должны проводить на сайте НМО по часу, а то и по два каждый день, без выходных и проходных. При этом далеко не все учебные модули готовы, часть еще только дорабатывается и появится в личных кабинетах позже.
В общем, караул! Тем более что лишь одному из десяти опрошенных администрация позволяет учиться во время работы. Остальные должны грызть гранит медицинской науки после выматывающего рабочего дня, после всех приемов, обходов и вызовов. Хотя по закону для повышения квалификации работодатели обязаны выделять рабочие часы. Но большинство пошли другим путем. 43 процента врачей сообщили об угрозах, в том числе снижения зарплаты.
Спору нет, доктор должен учиться всю жизнь. Потому что постоянно появляются новые препараты, совершенствуются методики исследований, меняются, порой кардинально, рекомендации по диагностике и лечению. Разумеется, клинические рекомендации по своей специальности надо знать назубок. Но почему врачу предлагают впихнуть себе в голову огромный массив информации всего за несколько месяцев без отрыва, что называется, от производства? Ведь клинические рекомендации появились не вчера. Чем занимались до сих пор на курсах повышения квалификации? И в чем тогда смысл непрерывного медицинского образования, если обучавшиеся на портале должны осваивать пресловутые учебные модули наравне со всеми? Начать изучать клинические рекомендации следовало уже давно. Тогда не потребовалось бы кавалерийских наскоков.
А теперь главный, наверное, вопрос. Можно ли при таком подходе к обучению надеяться на действительно глубокие знания? Многие врачи наверняка будут заходить на портал НМО во время приема больных, тщетно пытаясь совместить несовместимое — работу с учебой. Другие просто-напросто откупятся. В интернете появились фирмы-«помогайки», которым нужны лишь ключи от личного кабинета доктора. Цена вопроса — от 150 до 300 рублей за прохождение одного образовательного модуля. При заказе от 20–50 модулей обещана хорошая скидка. Эти «помогайки» очень рассчитывают на продолжающих работать пенсионеров, которые до сих пор не научились включать компьютер. Впрочем, ветеранам замены нет, по крайней мере в глубинке. И конечно, администрации лечебных учреждений будут выделять человека, который станет «учиться» за пенсионеров. Подтасовки результатов тут неизбежны.
Почти половина (49 процентов) опрошенных врачей считают такое обучение неэффективным. Того же мнения придерживается и председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья Бадма Башанкаев, заявивший, что оно не позволяет учиться вдумчиво и качественно. Парламентарии обратили внимание Минздрава на эту проблему. Но машина уже запущена — и к Новому году мы наверняка услышим бодрый рапорт о полной готовности врачей начать работать по-новому.