Прочитал несколько академических книг о современной войне — и не нашёл ничего нового. Всё, что подаётся как новое, необычное и прорывное, так или иначе уже встречалось в предыдущих войнах.
Человеку свойственно воспринимать свой личный опыт как уникальный, а современные процессы как новые, невиданные раньше. На самом деле, приёмы современной войны имеют немалую историю. Пресловутая гибридность присутствовала во всех крупных конфликтах, так как война никогда не ведётся только на поле боя, это всегда сражение экономик, разведок и контрразведок, информационных ресурсов, деятелей культуры и учителей.
Все нынешние «открытия» подаются таковыми то ли из-за незнания истории, то ли из-за желания выделиться. Как пример, идея «ментальной войны» уже бывшего советника главы Минобороны Ильницкого. Он с предельно серьёзным лицом рассказывал, что это новый тип войны, на самом высоком уровне. На самом деле «ментальные войны» против русских вели ещё крестоносцы, так как, стремясь сменить нашу веру на католическую, они хотели подменить наше мировоззрение, или ментальность. И каждое нашествие на Русь с Запада несла с собой не просто разрушение физическое, истребление народа как группы людей, но истребление духовное.
Информационные битвы в Великой Отечественной войне занимали огромное место, и Совинформбюро с учётом тех условий проявляло высочайшее мастерство. Собственно, и сейчас нам неплохо бы поучиться выдержке и грамотности работы советских информационщиков, хотя, конечно, технологии изменились.
Нам бы вместо наукоподобного балабольства заняться системно практикой ведения войн на всех фронтах. И тогда, глядишь, получится придумать по-настоящему новый метод войны.
РМ