"После того как в этих странах (Сахеля – ред.) произошли перевороты, в них оформился существенный запрос на укрепление суверенитета и самодостаточности, социальное развитие и решение вопросов безопасности. Эти страны увидели в России понимающего и прагматичного партнера", - сказал он.
Однако эксперт отметил, что переориентация стран Сахеля в сторону расширения сотрудничества с Россией стало для Москвы определенным вызовом, поскольку до этого во внешней политике России на африканском направлении страны Сахеля не были приоритетными.
"Для России это означало и выделение ресурсов. Для Москвы вовлечение в Сахеле было фактически в качестве нового игрока, а значит, несло в себе в том числе и репутационные риски, если что-то бы пошло не так. Поэтому с российской стороны мы увидели модель достаточно аккуратного вовлечения", - добавил он.
"России также необходимо выстраивать отношения с теми странами, где переворотов не было. То есть здесь важно поддержать баланс, тем более с учетом того, что страны Африки по-разному смотрят на ситуацию в Сахеле", - пояснил он.
Военные в Мали 24 мая 2021 года арестовали временного президента Ба Ндау и премьер-министра Моктара Уана и перевезли их на армейскую базу Кати близ столицы Бамако. Вице-президент Ассими Гоита затем заявил, что освободил от исполнения обязанностей президента и премьера за нарушение ими хартии переходного периода.
В конце сентября 2022 года СМИ сообщили, что группа военных в Буркина-Фасо во главе с капитаном Ибрагимом Траоре объявила о смещении главы правительства переходного периода страны подполковника Поля-Анри Сандаого Дамибы, приостановлении действия конституции и роспуске правительства.
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА В АФРИКЕ ТЕПЕРЬ СТАБИЛЬНА
Россия отдельными проектами и инициативами возвращается в Африку, про это говорят как в России и на Западе, так и в самой Африке, поэтому сейчас политика Москвы на континенте характеризуется большей постоянностью и стабильностью, нежели чем после саммита "Россия-Африка" в 2019 году.
"Маленькими шагами, отдельными проектами и инициативами Россия возвращается в Африку. Заметьте: про это теперь постоянно говорят, как у нас, так и на Западе. Еще лучше, что про Россию говорят и в самой Африке. Теперь уже наша политика в Африке выглядит гораздо менее хаотичной и "с наскока", чем это казалось в 2019 году, когда провели первый саммит", - сказал Панин.
Эксперт отметил, что по итогам саммита 2023 года была оформлена дорожная карта, предлагающая конкретное видение того, чего Россия и Африка хотят совместно достичь к 2026 году.
"Торговля с Африкой в 2023 году вышла на рекордные для России 24,6 миллиарда долларов. Но здесь не должно быть головокружения от успехов: эта цифра еще далеко не стабильна, наша торговля постоянно то растет, то проседает. В российско-африканской торговле сохраняется большой диспаритет: наш экспорт превышает импорт из Африки в семь раз. Есть проблема и с географической концентрацией: львиная доля всей торговли приходится на небольшой круг стран Северной Африки", - отметил он.
Эксперт также добавил, что российские компании за это время смогли понять африканских партнеров и увидеть, что в Африке для них могут быть свои ниши.
Хотя политическая компонента отношений не всегда попадает в публичное поле, диалог в этой области также активно развивается, напомнил эксперт: достаточно вспомнить, сколько визитов в Россию нанесли африканские лидеры, главы МИД и других ведомств и сколько раз был в Африке Сергей Лавров.
Впервые саммит "Россия-Африка" проходил в Сочи в 2019 году. Почти все лидеры одного из крупнейших материков собрались на побережье курорта, чтобы обсудить экономическое сотрудничество с Россией. Второй саммит состоялся в июле 2023 года в Санкт-Петербурге.