В преддверии сентябрьских выборов Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) вновь собрал экспертов и журналистов за круглым столом. 6 августа 2024 года тема обсуждения экспертов и журналистов — «ЕДГ 2024. Стратегии политических партий в активной фазе кампании: кандидаты, штабы, технологии. Тенденции и прогнозы».
Каковы предвыборные стратегии и ставки партий в текущей избирательной кампании? Каковы потенциальные риски и возможности на этапе завершения выдвижения кандидатов, среди которых представлены и участники СВО? Каковы тенденции электорального поведения избирателей и как они повлияют на ход и результаты выборов? Эти вопросы стали ключевыми в обсуждении в этот августовский день.
Открывая работу круглого стола, президент ФоРГО Константин Костин напомнил, что 6-8 сентября в России состоится несколько тысяч выборов разного уровня и сейчас стартует активная фаза кампании — до выборов всего четыре недели. Через два года страна будет выбирать депутатов Госдумы, и именно этот фактор будет определяющим на предстоящих осенью этого года выборах. «Для партий, которые нацелены на результат, нынешнюю кампанию можно рассматривать как этап подготовки к думским выборам», — отметил Костин и обозначил главные, по его мнению, задачи для думских партий в ходе ЕДГ-2024. Для ведущей партии страны — это, безусловно, подтверждение лидерства, а также восстановление позиций в некоторых регионах России. 2019 год был непростым для «Единой России», считает эксперт: партия власти тогда проиграла парламентские выборы в Хабаровском крае и, соответственно, муниципальные выборы в Хабаровске, «просела» в Марий Эл и на Алтае. Однако теперь, полагает глава ФоРГО, у «Единой России» есть предпосылки для улучшения результатов.
Для КПРФ – это попытка отыграть статус главной оппозиционной силы. «Проведенная кампания по выдвижению демонстрирует, что шансы есть», — считает эксперт.
Для ЛДПР важнейшая задача, по мнению Костина, — зафиксировать электоральную эффективность новой лидерской конструкции. «Как мы знаем, первая тройка, пятёрка, десятка на федеральных выборах имеет очень большое значение, и здесь вопрос, кто будет во главе партийного списка и кто поведёт партию на выборы в 2026 году — определяющий», — отметил Константин Костин.
Партии «Новые люди», по мнению политолога, в этот период крайне важно активно искать повестку, которая консолидирует базовый электорат и привлечет новых сторонников, в том числе, за счёт разочаровавшихся избирателей, которые оказались на периферии правых партий.
При этом Константин Костин сфокусировал внимание на том, что наиболее драматичная ситуация сложилась у «Справедливой России — За правду». «Партия находится в кризисе и необходимо новое позиционирование, наработка идеологической, организационной и технологической конструкции для демонстрации возможности преодолеть 5% барьер», — сказал политолог.
Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков также уверен, что текущая избирательная кампания интересна тем, какое место она занимает в так называемом «большом политическом календаре». Именно в связи с предстоящими в 2026 году выборами аналитик предложил свою типологизацию вызовов, стоящих перед партиями-участниками. Чеснаков считает, что существует четыре блока вызовов: институционально-субъектные (связанные с результатами партий и их лидеров), системно-ситуативные (например, будут ли результаты партий сравнимы с итогами президентских выборов, и можно ли будет их экстраполировать на думскую кампанию), содержательно-ценностные (какие идеи предложат партии, какое количество участников СВО пройдёт через их карьерные лифты) и инструментально-технологические (связанные с технологиями мобилизации избирателей и цифровизацией). При этом Чеснаков заключил, что вызовы не ограничивают проблемы. «Но если через эту рамку вызовов посмотреть на те задачи, которые в стратегическом плане стоят перед партиями, то можно понять, с чем мы столкнёмся, и по итогам кампании можно будет увидеть, насколько партии смогли себя проявить», — заключил Чеснаков.
Руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов считает, что в текущем избирательном цикле ярко проявились две трансформационные темы, касающиеся разных сфер. Первая — это цифровая трансформация Москвы, и в ближайшем будущем всей России. «Мы неизбежно придём к разным формам и методам электронного голосования по всей стране. Думаю, это будет происходить уже на следующей федеральной кампании. Популярность архаичного ритуала прихода на участок будет стремительно падать. Это может кому-то не нравится, но это — неизбежность», — уверен эксперт. «Цифровая трансформация — это очень удобный способ взаимодействия с государством, и поэтому люди будут стремиться к этому во всех аспектах, во всех проявлениях. Нежелание оппозиции во всем этом участвовать — странно. Оппозиции надо учиться работать с цифрой, а не жаловаться, что новые технологии им как- то мешают», — констатировал Кузнецов.
Вторая трансформационная тема — это Дальний Восток, и в первую очередь — Хабаровский край, который считался традиционной территорией оппозиции, а теперь становится все более и более лоялистским. Кузнецов полагает, что здесь свою роль сыграл фактор санкций, который заставил перенести центр тяжести экономических процессов взаимодействия с нашими международными партнёрами с европейской территории страны на дальневосточную, что и привело к появлению в полном виде и в полном варианте, а не на уровне риторики, тихоокеанской России. Это тенденция сопровождается появлением больших проектов, ростом доходов и изменением самоощущения самих людей в регионах.
«Раньше центральная власть много обещала и мало делала, а сейчас даже обещать перестаёт, потому что действия опережают властную риторику, и это влияет положительно на лояльность дальневосточников», — пояснил эксперт.
О ходе кампании в Москве рассказал политолог, председатель Экспертного совета Общественной палаты Москвы по социальным исследованиям и мониторингу настроений москвичей Александр Асафов. Он уточнил, что в Москве проходят выборы депутатов Московской городской думы, муниципальных депутатов восьми районов ТиНАО и выборы муниципальных депутатов района Куркино. Однако, по его мнению, особый интерес вызывает кампания в Московскую Городскую Думу, где до окончания этапа регистрации дошло 7 партий, 5 из которых — парламентские («Единая Россия», «Новые люди», ЛДПР, СРЗП и КПРФ), и 2 — непарламентские («Зелёные», «Коммунисты России»).
Асафов обратил внимание на грядущее кадровое обновление депутатского корпуса: «Об этом говорит не только стратегический трек на обновление в «Единой России», но и тот факт, что состав МГД обновиться почти на 60%, поскольку лишь 19 человек из текущего созыва участвуют в выборах».
Александр Асафов также отметил, что отношение к технологиям и подходам у разных партий различное: «Ряд кандидатов и штабов кандидатов проигнорировали возможность сбора подписей в электронном формате на портале Госуслуг по разным причинам: по большей части — идеологическим, конспирологическим и мистическим. И как итог — не были зарегистрированы, хотя возможность у них собрать 50% была. Кандидатами от разных партий используются разные тактики и стратегии. Но кто-то их формирует из запросов избирателей, а кто-то из собственного ощущения прекрасного, и это даёт совсем разные результаты. Говоря о командной работе «Единой России» стоит упомянуть, что её кандидаты идут как команда мэра. Мэр тоже избирался от партии «Единая Россия», и Народная программа «Единой России» в Москве приземляется на московскую специфику в рамках программы мэра «Мой район», положение Народной программы «Единой России» реализуется через эту программу, и кандидаты от «Единой России» работают с запросом избирателей через эту программу, поскольку она и составлена из запросов избирателей».
В своём выступлении эксперт вновь коснулся темы ДЭГ: «В России большое количество регионов, где в этом году впервые будет проводиться дистанционное электронное голосование. Но в Москве уже сложилась электронная электоральная культура и это — естественная форма голосования для более чем 80% избирателей Москвы. Это технологическая рамка, привычная для московского избирателя, вызывает различные реакции у субъектов выдвижения. Но мы видим, что игнорирование естественной цифровой трансформации электоральных процессов приводит к политическим поражениям, как, например, отказ собирать подписи через Госуслуги и попытки призывать своего избирателя голосовать иначе, чем через привычный ему инструмент электронного голосования».
В итоге политолог дал свои прогнозы исхода избирательной кампании, предположив, что диапазон мандатов, которые заберёт себе «Единая Россия», составит от 38 до 41.
Заместитель Секретаря Генерального совета партии Сергей Перминов считает, что кампания текущего года является одной из ключевых точек для партии при подготовке к избирательному циклу – 2026. Эксперт считает, что основные целевые показатели партии в текущем периоде — это победа всех кандидатов-губернаторов в первом туре и получение первого места по спискам, выигрыш в максимальном количестве одномандатных округов и как итог — политическое большинство, которое позволяет принимать квалифицированные решения, то есть 75% +. И ещё один важный показатель — это легитимность результатов, поскольку, уверен Перминов, оппоненты будут стараться подвергнуть её сомнениям. «Чтобы противостоять попыткам делегитимации результатов выборов, единороссы выдвинут порядка 84 000 партийных наблюдателей (по два человека на каждый участок) и будут задействовать инструменты цифровой экосистемы партии для контроля на участках», — сказал Перминов.
Также эксперт рассказал об успехах проекта электронного предварительного голосования, которое, по его мнению, формирует новую электоральную традицию. «На электронное предварительное голосование зарегистрировались 3 000 000 человек и почти 2 500 000 человек проголосовали, то есть конверсия более 80%. Мы считаем это один из самых успешных проектов и он является фундаментом того результата, который мы получим осенью текущего года. В этом году мы опять будем партией номер один по количеству выдвинутых кандидатов, и это ещё один фундамент нашей победы в сентябре. В этом году у нас на территории шести субъектов впервые будет проходить дистанционное электронное голосование, а всего — 25 субъектов. Это 464 компании и охват 11 300 000 избирателей. А теперь вспомните цифру — у нас 3 000 000 избирателей проголосовало в ходе процедур предварительного электронного голосования, то есть, по сути, если наложить карту основных компаний на карту ДЭГ, то мы с вами получим тридцатипроцентную явку при регистрации наших избирателей. Это ещё один очень серьёзный вклад в фундамент нашей победы».
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в своём выступлении затронул тему ротации в руководстве партии «Единая Россия», а именно как это скажется на кампании партии власти. «Неопределённость этой кампании — частичная смена руководства „Единой России“. Повлияет ли она на ход выборов? Естественно, любая ротация порождает рефлексию, переосмысление и риски радикальной смены позиционирования партии. Тут всегда возникают вызовы», — предположил эксперт.