О том, как проходил первый в истории полет человека в космос, мы знаем едва ли не поминутно. Но до того, как Юрий Гагарин оказался в самой совершенной на тот момент ракете, он совершил еще одно путешествие — доехал до космодрома на самом современном советском автобусе того времени — ЛАЗ-695Б. По чертежам и кадрам кинохроники мы воссоздали облик "гагаринского" автобуса и узнали, чем он отличался от типовых машин, сходивших с заводского конвейера.
Необычный заказ — создать автобус для перевозки космонавтов — Львовский автобусный завод (ЛАЗ) получил в 1959 году. Для переоборудования выбрали модель ЛАЗ-695Б, чье серийное производство стартовало годом ранее. Тогда это был единственный в СССР автобус с двигателем сзади, и такой вариант компоновки давал больше простора для переделок и усовершенствований. Кроме того, не последнюю роль сыграл внешний вид машины — очень современный и в чем-то даже футуристичный. Для только-только зарождающейся космической отрасли, с которой связывались большие надежды, это было то, что нужно.
"Космический" ЛАЗ-695БВот только ни заказчики, ни исполнители не представляли, каким должен быть "космический" автобус: что в нем критически важно, а от чего можно безболезненно отказаться? Сотрудникам конструкторского отдела и экспериментального цеха львовского предприятия пришлось действовать фактически по наитию.
Первое значимое отличие "космического" автобуса от его конвейерных собратьев — сложная система фильтрации воздуха. То, что даже мельчайшая пылинка может стать причиной большой беды в космосе, было интуитивно понятно: частица, попавшая в глаз пилота, ослепит, а избавиться от нее в невесомости будет практически невозможно, да и надетый на голову гермошлем задачу не упростит. В воздухозаборник и люки на крыше автобуса установили мощные многоступенчатые фильтры. А чтобы воздух циркулировал по салону, над некоторыми сиденьями разместили небольшие вентиляторы.
За температурой и давлением в "космическом" ЛАЗе следили при помощи массивного прибора, установленного в хвостовой части салона. На его датчики выводились все необходимые показатели, а для корректировки параметров использовали вентили-регуляторы. Но куда важнее то, что этот же аппарат позволял мониторить микроклимат в скафандрах космонавтов и подавать в них кислород. Для этого к креслам пилотов подвели трубки, которые подключались к космическим костюмам.
Подошел специально оборудованный автобус. Я занял место в "космическом" кресле, напоминавшем удобное кресло кабины космического корабля. В скафандре есть устройства для вентиляции, к ним подаются электроэнергия и кислород. Вентиляционное устройство было подключено к источникам питания, установленным в автобусе. Все работало хорошо.
Юрий Гагарин, автобиография "Дорога в космос"
Комфортабельных кресел, которые в своей автобиографии упоминал Гагарин, в салоне автобуса было два — для основного пилота и его дублера. Эргономичные, с высокой спинкой — они действительно отличались от типовых сидений ЛАЗ-695Б. Их сделали достаточно широкими для того, чтобы облаченному в скафандр космонавту не было тесно. Кроме того, кресла могли вращаться вокруг своей оси, поэтому садиться в них было удобно.
Остальные пассажиры — медики и другие специалисты — ехали на стандартных лазовских сиденьях. Впрочем, самих посадочных мест было значительно меньше, чем в типовом автобусе.
Поддерживать во время поездки связь с центром управления полетами и космодромом помогали
радио и телефон. Предусмотрели в автобусе и место для киноаппаратуры — среди тех, кто сопровождал космонавтов во время поездки на Байконур, были видеооператоры.
Не забыли львовские конструкторы и о более приземленных вещах — в хвостовой части салона оборудовали туалет. Так что история, будто бы Гагарину пришлось справлять нужду на колесо автобуса, по словам экспертов, всего лишь миф.
В скафандре СК-1 существует герметичная молния от паха до самого верха. Туалет был в корабле "Восток-1", и предполагалось, что именно им будет пользоваться первый космонавт при необходимости. А после надевания скафандра и до самого полета у Гагарина не было возможности воспользоваться удобствами из-за риска загрязнения скафандра пылью.
Алексей Сафонов, научный сотрудник отдела научной популяризации Музея космонавтики
Сведений, во сколько обошлась переделка автобуса под перевозку космонавтов, нет. Как и все, что было связано с космонавтикой в советские годы, эта информация оказалась засекреченной. Автомобильный эксперт, редактор журнала "За рулем" Александр Виноградов полагает, что речь идет о суммах в разы, а то и десятки раз выше стоимости типовой машины, сошедшей с конвейера завода.
Вот только рабочий век первого "космического" автобуса оказался недолог — в 1967 году ЛАЗ-695Б отправили на покой. Произошло это после трагического полета Владимира Комарова, разбившегося при возвращении на Землю. Коллеги погибшего космонавта сочли автобус "несчастливым" и попросили заменить его.
Предполетные перевозкиВпрочем, после этого еще почти полвека космонавтов к стартовой площадке на Байконуре возили именно в ЛАЗах, регулярно обновляя модели. Что же касается 695Б, то в течение двух десятков лет после списания автобус простоял на задворках одного из космических НИИ в Москве. В конце 1980-х годов машину отправили на реставрацию во Львов, а затем по просьбе матери Юрия Гагарина перевезли в город Гагарин Смоленской области и передали местному музею.
К сожалению, во время восстановительных работ аутентичный облик автобуса, который возил первых космонавтов, оказался утрачен. И речь идет не только о чисто косметических изменениях — например, бежевую обивку пассажирских кресел заменили на синюю, а белые шторы на окнах — желтыми, — но и о более серьезных, конструктивных. Так, задний мост автобуса сохранили оригинальный, от ЗИЛ-164 (на агрегатах этого автомобиля и собирали модель ЛАЗ-695Б), а передние колеса установили от другого грузовика — ЗИЛ-130. Приборная панель отреставрированному автобусу досталась от более поздних моделей ЛАЗа, а кресла в салоне расставили по-другому.
И все же автомобильные эксперты признают: даже с такими огрехами "космический" автобус — самая точная версия ЛАЗ-695Б из сохранившихся. Правда, таких машин в нашей стране уцелело всего несколько штук.
Иллюстрации автобуса для космонавтов ЛАЗ-695Б созданы на основе кадров кинохроники полета Юрия Гагарина, Германа Титова и Андрияна Николаева и не претендуют на полную историческую достоверность.