Колбы, пробирки, пипетки, реактивы сопровождают Наталью Пугачеву уже больше 55 лет. С тех самых пор, как она еще девочкой впервые вошла в школьный кабинет химии и увидела непонятные стеклянные предметы на своей парте.
Они манили и притягивали взгляд, так что Наташа не могла дождаться, когда учитель позволит взять их в руки и смешать вещества. Химия захватила девочку сразу, и она с удовольствием помогала педагогу в лаборантской, проводила опыты. У нее не было вопроса, куда поступать. Конечно же, в саратовский университет на химический факультет. После его окончания девушка вернулась в родной город, где ее в 1976 году приняли в группу аналитической химии центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ).
«Я пришла младшим инженером, а под моим началом оказались опытные и грамотные лаборанты, которые по возрасту мне в мамы годились. Они меня проверяли, – смеется Наталья Константиновна. – Следили, как я беру химическую посуду и пипетки, могу ли провести анализ, вопросы задавали. Но вели себя корректно, и у нас со всеми были добрые отношения».
Основной задачей их группы был контроль материала. А это огромная ответственность, ведь куда проще и дешевле исправить ошибку на начальном этапе, чем потом, когда из некачественного металла уже изготовят заведомо бракованную деталь.
«Наталья Константиновна – химик высочайшего класса. Она разработала около 50 методик химического анализа различных материалов. Их потом брали на вооружение не только у нас на заводе, но и в министерстве, – вспоминает возглавлявший ЦЗЛ в начале 2000-х Геннадий Смирнов. – А еще это творческий человек и отличный организатор. Благодаря ей ЦЗЛ каждый год отмечала День химика, готовила концерты, пела гимн химика, который сочинила Наталья».
И даже после выхода на пенсию в 2011 году она не изменила любимому делу: уже через месяц начала проверять качество воды в городском бассейне. «Здесь уже другая ответственность – за здоровье людей, – говорит Наталья Константиновна. – Работа проще, но тоже важная. Приятно видеть, какое удовольствие люди получают от плавания, и понимать, что их самочувствию ничто не угрожает».
Сейчас в старом бассейне идут профилактические работы. К осени его чаши вновь наполнятся водой. И будьте уверены: мимо Натальи Пугачевой и еще двух лаборантов ни одна лишняя бактерия не проскочит.