Ежегодно более 5 тыс. взрослых и детей нуждаются в трансплантации костного мозга. Для них это единственный шанс на избавление от смертельных заболеваний. Но найти донора непросто — такой встречается 1 на 10 тыс. человек. Жителей Алтайского края призывают вступить в Федеральный регистр доноров костного мозга (РДКМ) и помочь спасти жизни других людей, просто сдав 3 мл крови. Рассказываем, как это сделать и зачем это нужно.
На сегодняшний день донорство костного мозга — один из самых безопасных и эффективных видов трансплантации. Донор не жертвует целым органом, а лишь отдает 5% от общего объема костного мозга, который организм восстанавливает в течение месяца.
Между тем эти несколько процентов могут спасти жизнь пациенту с тяжелым заболеванием крови или онкологией: лейкемией, острыми лейкозами или высокоагрессивными лимфомами.
«В большинстве случаев люди либо не знают о такой необходимости, либо ошибочно считают эту процедуру страшной и болезненной», — рассказывает Юлия Дрожжина, член комитета Госдумы по охране здоровья.
Костный мозг — это важнейший кроветворный орган человека. В нем есть гемопоэтические (кроветворные) стволовые клетки — незрелые клетки, из которых образуются все клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Они заменяют собой погибающие и отмирающие клетки.
Стать потенциальным донором костного мозга можно во время первой всероссийской акции по сдаче крови на HLA— типирование. Она проходит одновременно в 20 регионах страны, в том числе в Алтайском крае. Акция стартовала 6 августа и продлится до 15 августа.
Впервые участие принимают более 40 всероссийских трудовых проектов российских студенческих отрядов (РСО). Только в Алтайском крае стать потенциальными донорами костного мозга пожелали более 50 бойцов.
Идея всероссийской донорской акции принадлежит члену комитета Госдумы по охране здоровья Юлии Дрожжиной.
«Когда мы изучали информацию о донорстве костного мозга, то узнали, что для обеспечения национальной безопасности нужно минимум 500 тыс. человек в Федеральном регистре, — рассказывает Дрожжина. — Сейчас в нем находится только половина от нужного количества».
В настоящий момент в Федеральном РДКМ находится около 300 тыс. потенциальных доноров костного мозга, сообщает заместитель главного врача Алтайского краевого центра крови Мария Попова.
В Алтайском крае в Национальный регистр ежегодно вступает порядка 1 тыс. человек.
В большинстве случаев донорами выступают родственники и друзья заболевших. Но, как говорят врачи, пересадка клеток от близких не дает таких результатов, как при трансплантации от неродственного донора. К тому же найти подходящего кандидата среди родственников удается менее чем четверти пациентам.
Потенциальный донор должен быть генетическим близнецом пациента — его ДНК должна по определенным генам совпадать с ДНК больного. Шанс этого равен 1 на 10 000.
Национальный регистр сокращает время поиска потенциальных доноров и соответственно повышает шансы на выживание людей, чей диагноз кажется непобедимым. Также это обеспечивает безопасность самих добровольцев — в случае, если им потребуется помощь, им также могут подобрать донора из регистра.
«Кроме этого Федеральный регистр позволяет подобрать подходящего донора для разных этнических групп и сокращает время доставки биоматериала до пациента», — добавляет замврача краевого центра крови Мария Попова.
Акция отличается от обычного переливания крови тем, что здесь у человека берут всего 3 мл крови. Этого количества достаточно, чтобы определить HLA— фенотип — цифровой код генов, отвечающих за тканевую совместимость. Информация о потенциальном доноре передается в Национальный регистр.
После этого добровольцу остается только ждать, когда помощь потребуется его генетическому близнецу. Это может произойти как через полгода, так и через 10— 15 лет, а может не случиться никогда.
По этой причине специалисты советуют вступать в Национальный регистр уже в молодом возрасте.
«Чем раньше доброволец вступит в регистр, тем больше вероятность, что он поможет кому-нибудь из пациентов. К тому же с возрастом у человека повышается риск развития различных заболеваний, которые могут препятствовать донорству костного мозга», — объясняет Мария Попова.
Юлия Дрожжина подчеркивает: важно обеспечить не только достаточное количество потенциальных доноров в регистре, но и повысить осознанность добровольцев:
«Однажды был такой случай, что пациенту подошли четыре потенциальных донора из Федерального регистра. Но все они отказались. Поэтому важно, чтобы перед вступлением в регистр доброволец понимал — от его решения может зависеть жизнь человека».
После того, как донор дал согласие на сбор клеток своего костного мозга, пациента начинают готовить к трансплантации и проводят интенсивную химиотерапию, в результате которой у него полностью погибают кроветворная и иммунная системы. Если донор откажется от процедуры после начала этого процесса, то пациент неминуемо погибнет.
В случае совпадения генотипа донора с пациентом, человека из Национального регистра приглашают на трансплантацию костного мозга.
«Часто люди считают, что пересадка костного мозга — это какая— то глобальная операция, — рассказывает Юлия Дрожжевых. — То есть их костный мозг — а некоторые считают, что еще и спинной мозг — заберут, из— за чего им самим не будет хватать и наступят тяжелые последствия для здоровья. Но на самом деле это абсолютно безопасная процедура».
Существует два варианта забора кроветворных стволовых клеток. Первый — непосредственно из костного мозга: при помощи стерильного шприца под общим наркозом у донора берут небольшую часть (около 5%) костного мозга из тазовой кости. Операция длится 40 минут. После нее костный мозг полностью восстановится в срок от одной недели до одного месяца.
Второй способ — через забор венозной крови. У донора берут кровь из вены на одной руке, она проходит через прибор, сепарирующий стволовые клетки от остальных, и возвращается в вену на другой руке. Процедура длится четыре— пять часов. Клетки также полностью восстановятся в течение месяца.
Процедура проходит добровольно, донор имеет право отказаться от своего намерения без объяснения причин.
«Предварительно человек проходит тщательное медицинское обследование, вместе с врачами выбирает вариант трансплантации (из кости или из вены), а после процедуры остается под медицинским наблюдением», — добавляет Юлия Дрожжевых.