Ровно 81 год назад, - с 5 июля по 23 августа 1943 года на Курской дуге шли кровопролитные бои. Участником этих событий был Николай Авдеев, отец жительницы Куркина Светланы Иванниковой.
Фото автора
О том, что происходило в эти дни на фронте, о чем думал и что чувствовал ее отец, Светлана Николаевна узнала случайно. Перебирала книги в квартире матери и нашла старую коробку от настольной игры в лото. Но вместо карточек и бочонков там лежали письма, которые отец отправлял жене с фронта. Многие были написаны бисерным почерком, на клочках оберточной бумаги…
- Это было чудо – спустя столько лет получить весточку от моего любимого папы: ведь эти письма были адресованы не только маме, но и мне, только что родившейся девочке, - говорит Светлана Николаевна. – Он рассказывал о войне, о боевых товарищах, пройденных дорогах, волновался, узнаю ли я его, когда он вернется с фронта, и даже дарил мне на день рождения взятые города…
Назови нашу дочь Светланой
До войны Николай Авдеев вместе с женой Марией жил в Химках и работал в Горкоме комсомола. Когда немцы прорывались к Москве, супруги занимались организацией партизанского отряда на случай, если Москва будет захвачена. А когда немцев отбросили от столицы, Николай окончил артиллерийское училище и в 1942-м ушел на фронт, оставив дома беременную жену.
Он просил: если родится дочь, назвать ее Светланой, в знак светлого будущего, за которое он уходит сражаться. 28 марта 1943 года у Авдеевых действительно родилась дочь. Николай был счастлив, но очень переживал, что не может помогать жене. Он с трудом добыл и с оказией переслал домой кусок хозяйственного мыла и одну новую байковую портянку, чтобы сделать из нее пеленку.
Землянку накрыло снарядом
На фронте Николай сразу попал в жесточайшие сражения Орловско-Курской битвы. Он писал, что гитлеровцы поднимали в воздух ежедневно по 500 бомбардировщиков, и они, зенитчики, работают без сна и отдыха.
Учитывая, что в наши дни фактически идет продолжение той войны, возникает ощущение, что эти письма написаны прямо сейчас. Только пожелтевшая бумага не дает ошибиться. В одном из писем Николай рассказал, как он однажды ночью вышел из землянки, и пока он отсутствовал, землянку накрыло снарядом – все его товарищи погибли.
Победу встретил в Чехии
14 мая 1945: «Известие о победе встретили уже на пути к Праге… Первые дни прошли, как сон, все было настолько неожиданно, что даже нам, непосредственным участникам в достижении этой победы, как-то не верилось. Все вокруг ожило, тысячи людей приветствуют друг друга, целуются, поднимают руки…»
В составе гарнизона Николай оказался в Австрии, и семья приехала к нему. Так он впервые увидел дочь, когда ей было 3 года.
- Я хорошо помню нашу первую встречу, вспоминает Светлана Николаевна. - Я стояла на насыпи, а он раскинул руки и сказал: «Ну, беги ко мне!» Я помню, что мне было страшно, но я знала, что передо мной папа, и побежала скорее к нему.
Мечтали о путешествиях
После возвращения в Россию Николай Иванович работал журналистом в газете «Правда», потом стал главным редактором подольской газеты. Мама была начальником отдела кадров огромного завода «Подольсккабель».
- У нас с папой сложились потрясающие отношения, я его боготворила. Он приходил поздно, усталый, ложился на диван, я пристраивалась к нему и мы с ним пели военные песни; «Вася-Василек», «Смуглянка», «Вечер на рейде». И мечтали, как будем путешествовать, когда у нас появится такая возможность.
Николай Авдеев стал кавалером двух орденов Красной звезды и двух орденов Отечественной войны 2 степени, а позже Буденный лично вручал ему Орден Трудового Красного знамени. Фронтовику было всего 48 лет, когда он умер. Во время войны он переболел тифом, и последствия фатальным образом сказались на здоровье.
Сейчас Светлана Иванникова живет совсем рядом от того места, где она родилась – на ул. Ландышевая в Куркине. У неё родились сын и дочь, сейчас уже 10 внуков и 8 правнуков.