В иске указано, что Альтман убедил Маска в необходимости создания некоммерческой организации для развития искусственного интеллекта в интересах человечества. Маск инвестировал в этот проект, рассчитывая на открытость исследований и создание конкурента Google DeepMind. Однако, как утверждает Маск, Альтман обманул его, преследуя корыстные цели. Когда технологии OpenAI приблизились к созданию общего искусственного интеллекта (AGI) и возникла перспектива огромной прибыли, Альтман изменил первоначальные планы и превратил компанию в коммерческий проект.
Маск утверждает, что именно благодаря его инвестициям OpenAI вообще смогла существовать в первые пять лет. Он также подчеркивает, что неоднократно отказывался от предложений Альтмана о коммерциализации проекта, настаивая на сохранении некоммерческого статуса OpenAI и открытости технологий.
В 2018 году он поставил Альтману ультиматум: либо OpenAI остается некоммерческой организацией, либо он прекращает финансирование проекта.
Теперь Маск, похоже, чувствует себя обманутым. В 2023 году OpenAI заключила эксклюзивное соглашение с Microsoft, передав ей лицензию на GPT-4 и все технологии, предшествующие созданию общего искусственного интеллекта. Одновременно с этим, компания ввела платную подписку и не раскрыла публично результаты исследований и разработок, включая детали архитектуры, аппаратного обеспечения, методов обучения и вычислительных ресурсов, использованных при создании GPT-4, GPT-4T и GPT-4o. Маск утверждает, что таким образом общественность лишилась возможности открытого использования GPT-4 и связанных технологий, а все это было сделано исключительно для продвижения коммерческих интересов ответчиков и Microsoft.
Маск требует от суда взыскать максимальную компенсацию за предполагаемое мошенничество, нарушение контракта, ложную рекламу, недобросовестную конкуренцию и другие нарушения, а также запретить незаконные действия OpenAI.
Кроме того, миллиардер попросил суд решить технический вопрос: следует ли считать последние модели OpenAI общим искусственным интеллектом. Если да, то Маск требует отозвать лицензию Microsoft, чтобы предотвратить монополизацию этой технологии одной компанией.
По его словам, такое условие было прописано в его инвестиционном соглашении с OpenAI. Примечательно, что Microsoft не указана в качестве ответчика по иску.
По мнению Маска, Сэм Альтман приоритизирует прибыль над безопасностью ИИ, что подтверждается контролем над советом директоров OpenAI после увольнения несогласных в 2023 году. Маск утверждает, что новая структура правления, лояльная Альтману, не будет признавать достижение AGI, что позволит и дальше скрывать развитие этой технологии. Для сокрытия своих действий, как утверждает Маск, OpenAI перевела большую часть своих исследователей в коммерческую структуру. Этот ход позволил компании уйти от общественного контроля и избежать раскрытия финансовой информации, что является обязательным для некоммерческих организаций.
Маск обвиняет OpenAI в создании сложной сети коммерческих организаций, позволяющей тайно контролировать технологии и извлекать из них максимальную прибыль.
Тесные связи OpenAI с Microsoft, по его мнению, позволяет Альтману управлять этой сетью и извлекать прибыль, нарушая первоначальные обещания OpenAI о некоммерческом статусе. По словам Маска, сеть OpenAI, в которой Альтман и Microsoft имеют значительные доли, недавно оценивалась в ошеломляющую сумму в $100 млрд. Альтман и другие ответчики нарушили условия создания OpenAI, получив личную выгоду от коммерциализации технологий компании. В частности, Маск указывает на сделку с Reddit, принесшую Альтману $69 млн как на прямое доказательство нарушения. «Один только Альтман может заработать миллиарды на скромной некоммерческой организации, соучредителем которой является Маск», — утверждает истец.
Обман OpenAI нанес серьезный удар по его репутации в сфере технологий, особенно в области искусственного интеллекта, считает Маск. Он опасается, что без вмешательства суда это негативно отразится на его способности привлекать талантливых специалистов. Сам Маск сосредоточил свои усилия в области ИИ на компании xAI. Придерживаясь своих этических принципов, он открыл исходный код чат-бота Grok в марте прошлого года.