Венесуэла наносит асимметричный удар по США и их сателлитам, которые не признали результаты президентских выборов в Венесуэле и пытаются дестабилизировать обстановку в этой стране. США могут лишиться венесуэльской нефти. А право на её разработку Венесуэла собирается передать странам БРИКС.
ПШЕНИЧНИКОВ ИГОРЬ
Президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил на пресс-конференции в Каракасе, что в случае продолжения Вашингтоном курса на свержение законной власти в Венесуэле официальный Каракас может предоставить странам БРИКС права на добычу нефти и газа. При этом будут разорваны уже подписанные соглашения с западными компаниями, и право добычи на соответствующих нефте- и газоносных участках будет отдано странам БРИКС.
Если эти люди на севере (США) и их партнёры по всему миру совершат ошибку своей жизни, то те нефтяные и газовые блоки, соглашения по которым уже были подписаны, перейдут к нашим союзникам по БРИКС,
— заявил Мадуро. Он напрямую обвинил Вашингтон во вмешательстве во внутренние дела страны, указав, что "США стоят во главе попытки государственного переворота в Венесуэле".
Как сообщает местная газета El Universal, это заявление последовало вслед за заявлениями США и некоторых латиноамериканских стран, которые не признали официальных результатов президентских выборов в Венесуэле. Выборы состоялись 28 июля, и победителем на них объявлен действующий президент Николас Мадуро.
По словам Мадуро, "мир больше не зависит от правящей элиты в Вашингтоне".
Есть другой мир, и этот мир открыт со всеми его политическими, дипломатическими, культурными, экономическими, финансовыми, торговыми, духовными возможностями. Он открыт для Венесуэлы,
— заявил президент Мадуро, имея в виду БРИКС. Он, добавив, что и Венесуэла "открыта для всего мира".
Глава государства напомнил, что "самые большие инвестиции" в нефть и газ в Венесуэле поступают из стран БРИКС, подчеркнув при этом, что этот блок имеет "портфель возможностей, который является привлекательным" для Каракаса.
Что имел в виду Мадуро? Дело в том, что по контрактам с национальной венесуэльской нефтяной компанией PDVSA уже работают "Роснефть", "Газпром нефть" и другие российские компании, белорусская "Белоруснефть", китайская CNPC и бразильская государственная нефтяная компания Petrobras. Похоже, Мадуро говорит про "портфель возможностей" применительно именно к этим компаниям.
Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти. По данным Геологической служба США (United States Geological Survey), геологические запасы нефти только в Оринокском нефтегазоносном бассейне (львиная доля принадлежит Венесуэле) оцениваются в пределах 380-652 млрд баррелей, газа — свыше 2 трлн кубических метров. В нефтегазоносном бассейне Маракайбо на западе страны подлежит добыче ещё около 44 млрд баррелей нефти. Для понимания: это значительно превышает запасы нефти Саудовской Аравии, которая считается "мировой бензоколонкой".
Между тем собственных средств для самостоятельной разработки национальных месторождений нефти и газа у Венесуэлы пока недостаточно. Именно поэтому страна распределяет сервисные контракты на добычу энергоресурсов между ведущими мировыми нефтегазовыми компаниями, значительная часть которых является американскими. И львиная доля венесуэльского "чёрного золота" отправляется именно в США, поскольку американские нефтеперерабатывающие заводы работают именно на венесуэльской нефти.
И что в этой ситуации означает лишение американских компаний права на добычу нефти и перераспределение этих прав среди стран БРИКС, о чём и говорит Мадуро? А то, что американцы, которым в любом случае нужна именно венесуэльская нефть в связи с технологическими особенностями их заводов, всё равно будут вынуждены покупать её — но только теперь у России и Китая. И какова будет её цена — большой вопрос! Да и продадим ли мы эту нефть американцам, учитывая геополитическую ситуацию?
Ещё больший вопрос касается того, какова будет цена на бензоколонках в США и, соответственно, что скажут американцы об очередном хозяине Белого дома, если цена на топливо резко вырастет.
В октябре 2023 года администрация Байдена якобы для "стимулирования демократического процесса" в Венесуэле ослабила санкции против нефтяного сектора страны. На самом деле коренная причина временного ослабления санкций заключалась в том, чтобы венесуэльская нефть снова пришла в США и сбила рост цен на бензоколонках. Когда Белый дом решил свою энергетическую проблему, вдруг оказалось, что власти Венесуэлы "вновь зажимают демократию" — и американские санкции против Венесуэлы были восстановлены.
Возвращение себе утраченного при бывшем президенте Венесуэлы Уго Чавесе контроля над венесуэльской нефтью — вот истинная причина попыток США свергнуть правительство Мадуро посредством непризнания результатов выборов и провоцирования уличных беспорядков, а также путём дипломатического давления на Каракас.
Таким образом, восстановление порядка и мира на улицах Каракаса и других городов Венесуэлы после президентских выборов имеет прямую связь с перспективой прекращения доступа США к венесуэльской нефти и установления полного суверенитета Венесуэлы над своим национальным сокровищем.
При этом положение в Венесуэле нормализуется. Власти держат ситуацию под контролем. Президент Мадуро сообщил, что в течение 48 часов в результате "союза общества, армии и полиции" в Венесуэле удалось навести конституционный порядок после спровоцированных проамериканской оппозицией бесчинств. По всей стране арестовано две тысячи зачинщиков беспорядков. Доказано, что "80 процентов арестованных" готовились к этим акциям в Техасе (США), Перу и Колумбии. Мадуро сказал, что кандидат от продажной оппозиции Эдмундо Гонсалес также "будет иметь юридические последствия за всё, что он скажет".
В конце минувшей недели было объявлено, что после подсчёта 96,87% протоколов и при явке 59,97% избирателей (12 386 669 человек) кандидат от Объединенной социалистической партии Венесуэлы Николас Мадуро был переизбран президентом. За него проголосовали 51,95% избирателей. Кандидат от проамериканского "Союза демократического единства" Эдмундо Гонсалес набрал 43,18% голосов — это те граждане Венесуэлы, которые позволили себя обмануть.
У страны нет другого пути, кроме того, по которому пошли страны Персидского залива, прежде всего ОАЭ и Саудовская Аравия. Но именно США не дают Венесуэле прочно встать на этот путь. Логика проста: чем беднее и технологически более отсталая будет Венесуэла, тем легче с ней договариваться о добыче нефти и вывозе её в США. А отсталой Венесуэла может быть при послушном Вашингтону президенте. Именно такого Штаты хотят посадить в дворце Мирафлорес в Каракасе.