В Вильнюсе проходит масштабная конференция белорусской политэмиграции под названием «Новая Беларусь». Ее задачей было собрать максимальное количество беглых оппозиционеров и попытаться как-то договориться о совместных действиях. Учитывая ограниченность в средствах и иссякающий интерес со стороны западных спонсоров, еще одной, не озвученной, но не менее важной задачей было напомнить о себе и показать, что беглые могут не только генерировать скандалы, но якобы еще и о чем-то договариваться.
То, что интерес к белорусской теме на Западе уже далеко не тот, было продемонстрировано накануне, когда во время известного обмена заключенными из Белоруссии был выслан только немецкий простофиля Кригер, а из многочисленных змагаров ни про кого даже и речи не шло. Даже до сидящего по делу о подготовке к госперевороту обладателя американского паспорта Юрия Зенковича не было никому дела, не говоря уже о тех, у кого такого паспорта не было.
Забавно, что из 600 человек, зарегистрировавшихся для участия, в зале присутствовали около 300, включая журналистов и дипломатов, однако зал был полон. Видимо, такой результат был предсказуем - и на аренду зала побольше решили не тратиться. Публика была разношерстная, отметился даже небинарный персонаж мужского пола с зеленым маникюром в поддержку Камалы Харрис.
Из неявившихся – недавний «министр обороны» в кабинете Тихановской, Валерий Сахащик, на днях громко ушедший в отставку и прославившийся созданием «полка» «Погоня», который в качестве отдельного воинского подразделения никогда не существовал. Замену Сахащику нашли быстро – бывшего заместителя командира «полка Калиновского» Вадима Кабанчука.
Вот только Сахащик в свое время командовал десантно-штурмовой бригадой, достиг звания подполковника и даже успел лично повоевать в составе ВСУ во главе роты белорусских боевиков, которую удалось-таки создать вместо распиаренного полка. Кабанчук же в армии не служил и всю сознательную жизнь был профессиональным активистом разного рода радикальных движений, имея несколько судимостей. В «полку» был известен не участием в боевых действиях, а политическими заявлениями, имеющими мало общего с боевыми задачами. Бывал ли он хоть раз в окопе – сказать не могу. О каком-то серьезном влиянии и авторитете тоже говорить сложно.
В шоколаде оказался и ненавидимый многими оппозиционерами «кошелек Тихановской» Андрей Стрижак. Он презентовал свою новую кубышку - «Фонд гуманитарной помощи». По задумке, фонд будет заниматься поддержкой бывших политзаключенных, которые находятся в Белоруссии и семей тех, кто еще продолжает сидеть по экстремистским статьям. Дело обещает быть выгодным – желающих скинуться на него обещает быть немало, а вот с отчетностью можно особо не заморачиваться, мотивируя это угрозой для получателей. Подобные гешефты для Стрижака не впервой, как и сливы персональных данных, после которых уже немало белорусов оказались за решеткой за связь с экстремистскими организациями.
Ну и, наконец, вишенка на торте – на форуме решили судьбу Тихановской. Представители различных оппозиционных групп подписали «протокол взаимодействия», в соответствии с которым был зафиксирован ее статус, как «национальной лидерки» - и было определено, что в этом статусе она будет находиться либо до тех пор, пока сама не передумает, либо до проведения «честных и свободных» выборов в Белоруссии. Ждать таких выборов, на которых может победить близкий белорусским «беглым» кандидат можно, естественно, вечно, а те, на которых побеждать не будет, всегда можно назвать «нечестными». Такая вот «демократическая оппозиция» - три сотни никем не уполномоченных участников форума, которые в стране даже не живут уже несколько лет - назначили из своего круга «лидерку» для девятимиллионного народа.
Впрочем, для белорусов подобное не ново. Уже 107-й год существует Рада Белорусской Народной Республики, самое старое «правительство в изгнании» в мире. Может и имело бы смысл объединить эти дублирующие структуры, но 88-летняя глава Рады Ивонка Сурвила на покой не собирается. Вот и приходится множить сущности.