Самая сильная наука — в Томске, самый активный бизнес — в Татарстане, а самый лучший регион для инноваций — город Москва, выяснил директор научного центра «Российская кластерная обсерватория» НИУ ВШЭ Евгений Куценко.
Передовые надои
Алексей Дуэль, aif.ru: Евгений Сергеевич, какая радость людям от того, что они живут в регионах, лидирующих в рейтинге инновационного развития? От него же надои у коров не увеличиваются?
Евгений Куценко: Потому что это значит, что их регион преуспевает. Инновационный фактор определяет экономический рост. Значит, в этом месте выше зарплаты, интересней работа, у властей больше денег и на социалку, городскую среду. В таком регионе приятно жить и работать, поэтому туда приезжают молодые перспективные специалисты. Они обеспечивают дальнейшее развитие. Поэтому власти субъектов стараются создать у себя условия для инноваций. Получается у всех по-разному.
— Где получается лучше всего?
— На первом месте Москва, на втором Петербург. Причем если столица возглавляет этот рейтинг уже в седьмой раз, то город на Неве за год поднялся на три позиции в этом перечне, в первую очередь за счет улучшения качества инновационной политики местных властей.
— Чем крупней и богаче регион, тем выше он в этом рейтинге?
— Лидерство двух столиц понятно и объяснимо. Но их отрыв не слишком велик, а по многим отдельным показателям другие регионы их заметно опередили. У каждого есть свои сильные стороны, которые позволяют вести инновационное развитие.
— По каким параметрам вы расставляли регионы в рейтинге?
— Мы посмотрели социально-экономические условия для инновационной деятельности, научный потенциал, активность бизнеса в сфере инноваций, экспорт высокотехнологичной продукции и технологий и как выстроена политика местных властей по отношению к передовым компаниям. В каждой из этих групп есть свои отдельные факторы, по которым можно сравнивать регионы между собой. Все это посмотрели и обнаружили довольно удивительные вещи.
— Например?
— Рейтинг по научно-техническому потенциалу возглавляет Томская область. В регионе как минимум три сильнейших вуза, много студентов. И у них же, кстати, наибольшие успехи в экспорте образования: это когда иностранные студенты приезжают к нам учиться. Неожиданно Новгородская область оказалась регионом с самой большой долей бизнеса в финансировании научных исследований. А по результативности в науке в расчете на одного исследователя всех опередили Кострома и Марий Эл.
— Какие регионы максимально прибавили в своей инновационности за прошедший год?
— Омская область поднялась на 16 позиций, Адыгея — на 15, Бурятия, Смоленская область и Ханты-Мансийский автономный округ — на 14 Чечня и Хабаровский край — на 13, Чувашия — на 11 и Костромская область поднялась на десять мест в рейтинге. Изменения есть, региональные власти понимают, что им нужны люди, занимающиеся инновациями, и стараются создать для них максимально привлекательные условия.
Сравниваем по пунктам
— Что для этого можно сделать?
— Есть фундаментальные факторы, которые однажды сложились и изменить их быстро невозможно в принципе. Например, размер подушевого валового регионального продукта (ВРП). Ведь для развития инноваций должен быть рынок сбыта, потребители, способные нечто новое купить. По этому показателю впереди оказались национальные автономные округа, Сахалинская область, Якутия: там доходы больше, а людей не так много. Якутия вообще феноменальная республика. Оттуда вышли два стартапа, созданные буквально из ничего, которые теперь после листинга на бирже стоят больше 1 млрд долларов каждый. Или, например, удивительный якутский кинематограф. Он сейчас покоряет фестивали, а начался с того, что якуты захотели смотреть фильмы про них самих, и нашлись люди, которые стали снимать такие картины. Вот того самого ВРП на душу населения в Якутии оказалось достаточно, чтобы профинансировать запуск целой отрасли.
— А улучшить что-то можно?
— Выстроить региональную политику в области инноваций. Это и нормативная база, и стратегия, предусмотреть меры поддержки, льготные режимы, учредить организации, которые занимаются обеспечением инновационной деятельности. Еще бывают всевозможные советы при губернаторах. Очень важный показатель — насколько регион использует возможности федеральных программ для своего развития. По этому показателю лидируют Татарстан и Новосибирская область, Москва замыкает тройку.
— Для развития инноваций важнее уровень образования производителей или потребителей такого продукта?
— Оба важны. Среди прочего, мы учитываем долю студентов научных, технических и инженерных направлений в регионе. В лидерах оказались Мурманская и Томская области, а также Башкирия. У Томска тут вообще уникальные достижения — например, это один из немногих городов, где 40% всех студентов — приезжие. И по такому показателю инновационности, как развитие науки, здесь тоже первое место.
— По каким показателям лидер общего рейтинга — Москва — оказалась на последних строчках списка?
— Например, по соотношению зарплаты в науке к средней по региону. Тут столица оказалась на 79-й строчке, а на первой — Тюменская область. Причем, что интересно, в абсолютных цифрах заработки исследователей в Первопрестольной выше. Но человек сравнивает свое благосостояние в первую очередь с окружением. Поэтому тюменским ученым жить намного более комфортно, чем московским: на фоне других земляков они себя чувствуют очень успешными людьми.
— Сложились ли уже «профессиональные специализации» регионов в области инноваций?
— Есть стандартная схема: придумать и разработать что-то в Москве, а производить в регионах. Вообще, столица — это сервис. А Поволжье, Урал — производственная база. Не исключительно, но в целом тенденция такая.
— В регионах, где производственная база, инновационность тоже прирастает?
— Сама по себе нет, но ее можно притянуть себе. Хороший пример — Калужская область. Когда-то туда пришли европейские автопроизводители, чтобы запустить сборочное производство. Ориентировались на близость к столичному региону — крупному рынку сбыта. В такой ситуации Калуге бы ничего инновационного не досталось. Но местные власти стали добиваться больше локализации производства, оставлять у себя специалистов, привлекали вузы, развивали собственные научные парки и лаборатории. И так рядом со сборочными цехами возник мощный инновационный кластер. Сейчас Калужская область на 13-м месте в рейтинге, за год опустилась на одну строчку. Сказалась перестройка экономики региона при повороте страны на Восток.