В истории Церкви есть примеры святости не только отдельных людей, но и целых семей. Однако члены таких семей часто находятся как бы в тени святости своего выдающегося родственника. Так, преподобная Макрина, память которой отмечается сегодня, 1 августа, была старшей сестрой Василия Великого, отдавшей много сил его воспитанию, праведная Анфуса — матерью Иоанна Златоуста, а святой Сатир — братом Амвросия Медиоланского. Мы собрали несколько историй о святых людях, которые находились в таком «звездном» родстве.
Праведные Иоаким и Анна не упоминаются в Священном Писании. Об их жизни мы знаем из апокрифа, известного как «Протоевангелие Иакова». Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна — из священнического колена Левия. Они были довольно состоятельными людьми и вели праведный образ жизни. Лишь одно тяготило их души — у них не было детей.
Однажды, когда Иоаким принес в храм дары Господу, священник Иссахар отказался их принять, заявив перед всем народом, что бездетность — это наказание Иоакиму за тайные грехи. В скорби Иоаким ушел из храма в пустыню, даже не придя домой. Там он молился и постился сорок дней, оплакивая свою бездетность. То же делала и Анна, и никто из людей не мог ее утешить. По прошествии этих сорока дней обоим явились ангелы, которые возвестили, что Господь услышал их молитвы и дарует им дочь, которая принесет радость всему миру. Поспешив, по велению ангелов, к Иерусалимскому храму, Иоаким и Анна встретились и вернулись в родной дом, где Анна и зачала Деву Марию.
Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда (Мф 13:55)? – недоумевали по поводу Иисуса Христа жители Назарета. Они не могли понять, как обычный назарянин, выходец из простой семьи, может так глубоко знать и толковать Священное Писание. Кто же были люди, которых упоминает евангелист Матфей?
Нет никаких оснований считать их родными братьями Иисуса Христа: Церковь не подвергает сомнению приснодевство Пресвятой Богородицы. По двум основным гипотезам, это либо троюродные братья Христовы (сыновья Марии Клеоповой, двоюродной сестры Пресвятой Богородицы), либо сыновья праведного Иосифа Обручника от первого брака, до того, как он обручился с Девой Марией.
Евангелист Иоанн сообщает, что первоначально братья Господни не веровали в Него (Ин 7:5), считая Его лишь человеком. Однако все они позже уверовали и были причислены к лику апостолов: Иаков, Иосия и Симон входят в число к семидесяти апостолов, а Иуда, также называемый Фаддей, или Леввей, — один из двенадцати.
«Осмочисленний собор служителей Христовых, Василия воспоим и Емилию вкупе, Великаго Василия с Григорием и Петром, и Навкратия Божественнаго, Макрину Богоносную и Феосевию вкупе, яко Божественный род, Христу бо благоугодивший» (тропарь семейству свт. Василия Великого, глас 4, авторский перевод на церковнославянский с греческого).
Перевод на русский: «Собор восьмичисленных служителей Христовых: воспоим Василия и Емилию вместе, великого Василия с Григорием и Петром, и Навкратия божественного, Макрину богоносную и Феосевию вместе, как божественный род, угодивший Христу».
Этот тропарь семейству святителя Василия Великого содержит далеко не полный перечень святых из его рода. Родная бабушка святителя по отцовской линии, Макрина Старшая, и ее муж во время гонения императора Диоклетиана семь лет скрывались в лесах и пустынях, терпели много лишений, но стойко их переносили. Их сыном был Василий Старший, адвокат и учитель риторики, позже прославленный в лике святых. Его жену звали Емилия, это была сирота, дочь некоего христианского мученика, отличавшаяся редкой красотой. Она родила Василию Старшему четырех сыновей и пять дочерей, из которых в лике святых прославлены преподобная Макрина, сам святитель Василий Великий, праведный Навкратий, святитель Григорий Нисский, святитель Петр Севастийский и праведная Феосевия диакониса. После кончины супруга Емилия приняла монашество.
Макрина была старшей в семье. С детства она читала Священное Писание и деятельно участвовала в воспитании младших братьев и сестер. После внезапной смерти ее жениха Макрина решила, что проведет остаток жизни в одиночестве. Когда все братья и сестры выросли и разошлись, она удалилась в монастырь, где окончила свои дни.
Навкратий в возрасте 22 лет внезапно отказался от светской карьеры, несмотря на то, что перед ним открывались блестящие перспективы. Он стал отшельником и через пять лет скоропостижно скончался.
Григорий Нисский — второй по известности святой в семье (после святителя Василия Великого). Он боролся против арианской ереси и участвовал во II Вселенском Соборе. Вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом почитается как один из т. н. великих каппадокийцев — отцов Церкви, прояснивших учение и внесших значительный вклад в формирование догмата о Святой Троице.
Феосевия, или Феозва, была диаконисой, помогала бедным, больным, сиротам.
Петр Севастийский был младшим ребенком в семье. О его жизни известно немного. После смерти Василия Великого он был поставлен епископом Севастии (в Армении) и в 381 году присутствовал на II Вселенском Соборе. Скончался в конце IV века.
Святитель Григорий, как и его друг, Василий Великий, вырос в семье, члены которой почитаются святыми. Но если род святителя Василия отличался потомственным благочестием, то история семьи Григория Богослова сложнее: его отец Григорий Старший был адептом секты ипсистериан — синкретического движения, которое объединяло элементы иудейских и языческих верований. Однако мать святителя, праведная Нонна, была христианкой, много времени проводила в молитве и совершении добрых дел. Однажды Григорию Старшему приснилось, как он сам поёт: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс 121:1). Это пробудило в нем интерес к христианству. Вскоре он принял крещение, во время которого его осиял чудесный свет. Позже Григорий Старший стал епископом г. Назианза, долгое время защищал православную веру от императора Юлиана Отступника и арианской ереси. Он же рукоположил в священники своего сына — будущего святителя Григория Богослова. Скончался он почти в столетнем возрасте. Праведная Нонна пережила своего мужа, оставалась молитвенницей и постницей. Она мирно скончалась во время молитвы в церкви.
Старшей сестрой святителя Григория Богослова была святая Горгония. Она много помогала бедным и давала деньги на украшение храмов. Умерла она раньше своих родителей, дата смерти была ей заранее открыта Богом.
Младший брат святителя святой Кесарий долгое время был главным врачом при дворе императора Констанция (337 — ок. 361). В 368 году во время землетрясения в Никее он чудом остался жив, после чего оставил мир и целиком посвятил себя служению Богу. Он также известен как талантливый писатель-богослов.
Дядей или двоюродным братом Григория Богослова по матери был святитель Амфилохий Иконийский. Он был ревностным защитником православия от арианской ереси и, по рекомендации святителя Василия Великого, стал епископом Иконийским. После себя он оставил богатое наследие проповедей на евангельские события.
У святителя Иоанна Златоуста тоже была святая мать. Жизнь святой Анфусы — пример того, каким именно образом жена спасется через чадородие (1 Тим 2:15): она смогла не только дать своему сыну достойный старт в жизни, но и привить ему любовь к Богу.
Анфуса вышла замуж за антиохийского христианина, весьма состоятельного человека по имени Секунд, но уже в 20-летнем возрасте овдовела, оставшись с двумя младенцами. Многие богатства принесли ей много скорбей, так как за ними началась настоящая охота — в надежде завладеть ее состоянием к ней выстроилась очередь из женихов. Однако Анфуса всем отказала. Вскоре скончалась ее маленькая дочь, и она всецело посвятила себя заботе о маленьком Иоанне. Она дала ему начальное образование и приучила читать Священное Писание.
Когда Иоанн стал подрастать, мать обеспечила ему возможность получить светское образование, которое включало изучение риторики, философии и юриспруденции. Когда будущий святитель решил принять монашество, святая Анфуса убедила его не оставлять ее в одиночестве, и в иноки он ушел уже после кончины матери.
Праведная Моника Тагастинская была матерью блаженного Августина Иппонийского — знаменитого богослова и философа. Она родилась и была воспитана в благочестивой семье в г. Тагасте (совр. Сук-Ахрас в Алжире) и, когда подросла, вышла замуж за богатого чиновника по имени Патриций. Муж оказался равнодушным к христианской вере, обладал вздорным характером и ветреным нравом. Монике понадобилось очень много терпения, чтобы сохранять в семье мирный дух. Видя ее кротость и доброту, Патриций в какой-то момент заинтересовался христианством и решил принять крещение. Радость Моники была короткой. Через несколько дней после крещения ее супруг умер.
Ее сын Августин тоже не слишком радовал свою мать. В молодости он предавался разврату, пьянству, с удовольствием посещал языческие зрелища. Моника очень переживала за сына, но могла воздействовать на него только молитвой. Вскоре Августин впал в другую крайность: он вступил в секту манихеев, которые учили, что видимый мир сотворил не истинный Бог, а его злой антипод, которого они отождествляли с Богом Ветхого Завета. На протяжении следующих десяти лет Моника со слезами молилась Богу об Августине. Однажды она встретила епископа, обратившегося из манихейства, и попросила его повлиять на сына. Тот ответил, что упрямство Августина переломить спором невозможно, но прибавил: «Ступай, как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет». Эти слова ободрили Монику.
Она последовала за Августином в Рим, а потом и в Медиолан, где тогда проповедовал святитель Амвросий. Слова святителя убедили Августина в ложности манихейства, и через некоторое время, на Пасху 387 года, он крестился. Святая Моника к тому времени была уже сильно больна. На 56-м году жизни она скончалась. В христианской традиции Моника — пример благочестивой матери, чья молитва и терпение привели к обращению ее сына.
У святителя Амвросия Медиоланского был брат, который почитается как местный святой в Милане. Его звали Ураний Сатир. По роду занятий он был судьей, настолько мудрым, милосердным и справедливым одновременно, что люди говорили, что он скорее «отец, а не судья».
Когда его брат стал епископом Милана, Сатир, будучи на тот момент еще некрещеным, помогал ему в управлении епархией. Во время одного из путешествий, вблизи острова Сардиния, его корабль попал в шторм.
Сатир с согласия его спутников взял из имевшихся на корабле запасных Святых Даров частицу Тела Христова, вложил ее в носовой платок, бросился в море и благополучно достиг земли. Через некоторое время после этого он крестился, и по возвращении в Милан умер в 378 году. Святитель Амвросий посвятил брату две надгробных речи, которые служат единственным источником сведений о его жизни.
Иосиф сначала подвизался вместе с братом в основанном Феодором монастыре Сакудион, а в 807 году был избран архиепископом Солунским. При императоре Константине VI, которого Иосиф обличал за недостойное поведение, он был удален с кафедры и отправлен в заточение, откуда вернулся через два года. Гонениям Иосиф Студит подвергся и при другом императоре, Льве V Армянине, который возродил ересь иконоборчества. За отказ подписать иконоборческое исповедание святитель Иосиф был подвергнут пыткам и брошен в темницу. При императоре Михаиле II он был освобожден и прожил остаток жизни в Студийском монастыре.
Кирилл и Мария были людьми знатного происхождения. Святой Кирилл занимал важный пост при дворе ростовского князя. Через некоторое время после рождения сына Варфоломея - будущего преподобного Сергия они обеднели и переселились из Ростова в Радонеж. Их старшие сыновья Стефан и Петр, женились, а Варфоломей выбрал монашеский путь. Родители одобрили его решение, но попросили, чтобы он ухаживал за ними до их кончины. Перед смертью Кирилл и Мария приняли монашество – ушли в Хотьковский Покровский монастырь, который в то время был одновременно и мужским, и женским. В 1337 году они мирно скончались.
***
Это лишь некоторые примеры святых, которые приходились родственниками известным угодникам Божьим. В истории Церкви есть и другие. Они показывают насколько важна атмосфера, которая царит в семье, и какое воздействие личный пример родителей, супругов, братьев или сестер имеет на людей, проживающих с ними под одной крышей.