Перед войной Греция уже прошла через военную диктатуру. В 1936 году к власти пришёл кадровый военный Иоаннис Метаксас. Если посмотреть на его режим из 1967 года, то он покажется вполне вегетарианским. Насаждалась идеология «метаксизма»: идеи Великой Греции со столицей в Константинополе, юношей и девушек отправляли в Национальную молодёжную организацию, коммунистов отстранили от власти, не обошлось без проявления симпатий к фашистам и фалангистам.
Но «полковники» переплюнули своего предшественника.
После Второй мировой войны Греция погрузилась в войну гражданскую. Коммунисты проиграли, к власти пришли правые консерваторы. Общество было расколото почти пополам, кризис продолжался. Прологом к перевороту стали политические события 1965 года. Пост премьер-министра после выборов получил центрист Георгиос Папандреу, объявивший о масштабных реформах. Король Константин II, испугавшись планов премьера и его возможного союза с левыми, отправил Папандреу в отставку. Сформировать новое правительство так и не удалось, на май 1967 года были назначены очередные выборы. Победу на них предрекали левоцентристской коалиции.
21 апреля 1967 года произошёл переворот, которым руководили военные: генерал Стилианос Паттакос и полковники Георгиос Пападопулос и Николаос Макарезос. В Афины были введены танки, путчисты блокировали узлы связи, административные здания и провели аресты оппозиционеров. Король, запертый военными в своей резиденции, поначалу попробовал возмутиться, но быстро смирился и признал «полковников» законным правительством. К концу года король попытался противопоставить им верных ему генералов и организовать собственный переворот. Но ничего не вышло. Генералов арестовали, монарх бежал за границу.
Хунта действовала быстро и решительно. В первую же неделю после переворота было арестовано порядка 10 тыс. человек. Большинство из них отправляли на афинский ипподром, многих потом перевозили на необитаемый остров Ярос в Эгейском море, где потом годами держали в невыносимых условиях. Повсюду были расклеены плакаты с новым символом диктатуры: силуэт солдата на фоне возрождающегося из пепла феникса. По радио транслировали исключительно народные песни, перемежавшиеся зачитыванием всё новых декретов, которые начинались со слов «Мы приняли решение и постановили…».
Хунта стала последовательно выстраивать государственную идеологию. «Христос воскрес — воскреснет и Греция» — в этой пропагандистской формуле заключались главные идеологические скрепы. Никакого западного влияния, которое может испортить великие греческие традиции. Никакого инакомыслия — все недовольные тут же объявлялись анархо-коммунистами. Никакого атеизма — это всё происки тех же анархо-коммунистов. Запрещали музыку Теодоракиса и фильмы Коста-Гавраса, длинные волосы у мужчин и однополые отношения. Только традиционные ценности: религия, семья, армия, почитание великого прошлого. Лидер хунты, Пападопулос, сравнивал себя с доктором, а страну — с пациентом, нуждающимся в лечении.
К 1974 году режим начал трещать по швам. Бунтовали студенты и моряки, экономика близилась к краху, раздоры были и внутри хунты. Тогда «полковники» решили прибегнуть к последнему средству — «маленькой победоносной войне». Греческие националисты на Кипре давно мечтали об энозисе — присоединении к Греции. 15 июля военные начали штурм президентского дворца. Уже через пару дней Кипр оказался под контролем путчистов. Но 20 июля на север острова вторглась турецкая армия, воспользовавшись всеобщим хаосом. Ещё через три дня режим «чёрных полковников» пал.
Итог неутешителен: семь лет правления неофашистского режима прошли в атмосфере страха и насилия. А завершилась эта история кровавой баней на Кипре и разделением острова на две части.