«Когда говорят, что фохат производит "семь лайя-центров", то это значит, что ради задач формотворения великий закон (теисты могут называть его богом) прекращает или, вернее, видоизменяет своё вечное движение в семи невидимых точках, расположенных на площади проявившейся вселенной. Великое дыхание просверливает в пространстве семь отверстий, ведущих в лайю, полагая начало их круговоротам в течение манвантары»
Катехизис оккультизма
«Едва ли здесь стоит повторять, что сами планетные тела, будучи лишь физическими символами, не часто имеются в виду в эзотерической системе, но названия эти, как правило, символизируют их космические, психические, физические и духовные силы».
«Эзотерически фиолетовый, возможно, из-за того, что фиолетовый представляет собой цвет, который приобретает солнечный луч, когда его пропускают через очень тоненькую серебряную пластинку, а также потому, что Луна изливает на Землю свет, заимствованный от Солнца, так же как человеческое тело излучает особые свойства, заимствованные от своего двойника – эфирного человека. Как астральная тень порождает серию принципов в человеке на земном плане, вплоть до низшего, животного, манаса, так и фиолетовый луч порождает серию призматических цветов, начиная от своего конца и вверх, до зеленого, причем оба являются – один как принцип, а другой как цвет – самыми преломляемыми из всех принципов и цветов. Кроме того, та же величайшая оккультная тайна связана со всеми этими соответствиями, как небесными, так и земными телами, цветами и звуками. Выражаясь более ясно, тот же закон взаимосвязи существует между Луной и Землей, астральным и живым телом человека, равно как между фиолетовым концом призматического спектра и индиго»
«Семь лайя-центров представляют собой семь нулевых точек, если понимать ноль в том же смысле, в каком он понимается химиками, а в эзотерическом учении он обозначает точку, в которой и начинается отсчёт всех степеней дифференцированного бытия. В этих центрах, — за которыми эзотерическая философия позволяет нам разглядеть туманные метафизические очертания "семи сыновей" жизни и света, семи логосов, о которых говорят герметики и другие философы»
«Термин мадхья употребляется в тех случаях, когда говорят о чём-то, начало и конец которого неизвестны, а слово пара означает "бесконечный". Эти выражения связаны с понятиями бесконечности и делимости времени. На санскрите лайя означает такую точку материальности, в которой прекращается всякая дифференциация»
«Лайя — это синоним нирваны. Собственно говоря, она представляет собой нирваническое расщепление всех субстанций, которые после завершения своего жизненного цикла переходят в начальное латентное состояние. Это лучистая, но бесплотная тень, призрак бывшей материи, царство отрицательности, небытия — где активные силы вселенной в латентном состоянии пребывают на протяжении всего периода покоя. Когда планета умирает, её жизненные принципы переносятся в точку сна, лайя-центр, в котором заключена потенциальная (но пока лишь в латентном состоянии) энергия, и тогда этот центр пробуждается к жизни и начинает оформлять себя в виде нового небесного тела.»
«Закон развёртывает всё, что станет в будущем проявленной природой, по семеричному принципу, в том числе и бессчётные круговые цепи миров в составе из семи глобосфер, которые располагаются в определённой последовательности на четырёх нижних планах мира форм (три верхних относятся ко "вселенной архетипов"). Из этих семи глобосфер лишь одна, самая нижняя и самая материальная из всех, располагается в пределах нашего плана (нашего диапазона чувств), а шесть других лежат вне его пределов и потому являются невидимыми для земных существ. Каждая такая цепь миров является детищем, творением другой цепи, цепи низшей и мёртвой — выступая как бы её перевоплощением.
Как учат нас, каждая планета — из которых только семь считались священными, то есть управляемыми высшими регентами, правителями, или богами (причём вовсе не потому, что в древности не было ничего известно об остальных) — знакома она нам или совершенно незнакома, представляет собой отдельную семеричную цепь, такую же как и та, к которой принадлежит земля, например, такие планеты, как меркурий, венера, марс, юпитер, сатурн и т.д. и т.д., в том числе и наша земля, видимы нам ровно так же, как, вероятно, видима и наша глобосфера жителям других планет (если таковые там есть), поскольку все они находятся на одном и том же плане. Что же касается высших глобосфер этих планет, то они расположены на других планах и находятся за пределами восприятия наших земных органов чувств. Как ни странно, но эти невидимые сёстры-глобосферы совпадают с тем, что мы называем "принципами в человеке". Все семь глобосфер располагаются на трёх материальных (объективный) и одном духовном плане (субъективный), которые соответствуют трём упадхи (материальным основам) и одному духовному носителю (вахане) наших собственных семи принципов в структуре человека.»
«Речь здесь идёт о нисхождении в материю, об адаптации — как в мистическом, так и в физическом смысле — обоих друг к другу и их взаимослияние в целях ведения в будущем великой "борьбы за существование", которая ожидает обе эти сущности. Может показаться странным использовать термин "сущность" применительно к глобосфере, но древние философы, видевшие в земле гигантское "животное", оказались в своём поколении мудрее, чем наши современные геологи в своём, и плиний, называвший землю нашей кормилицей и матерью, единственным элементом, не враждебным человеку, был более прав, чем уоттс, видевший в ней лишь скамеечку для ног бога. Ведь земля предназначена служить опорой, трамплином для ног Человека в его восхождении к высшим сферам, она — преддверие — ". . . . . . . к славнейшим из чертогов, Где сущностей великий легион из века в век проходит". В этом мы видим пример того, как восхитительно точно оккультная философия подходит ко всему в природе и насколько её учения логичнее тех безжизненных гипотетических спекуляций, которые предлагает нам физическая наука.»
«Планетарные цепи имеют свои "дни" и"ночи" — то есть периоды активности, жизни, и периоды инерции, смерти — и ведут они себя на небе так же, как люди на земле: они рождают себе подобных, с возрастом стареют и исчезают как личности, и только их духовные принципы, переживая личную смерть, продолжают жить в их потомстве. . . Когда какая-то планетарная цепь находится в своём последнем круге, то её глобосфера № 1 (или А) перед своим окончательным затуханием посылает всю свою энергию, все свои "принципы" в некий нейтральный центр латентной силы — "лайя-центр" — и тем самым сообщает жизнь новому ядру недифференцированной субстанции (материи), пробуждая его к активности. Предположим, что именно такой процесс и происходил в "планетарной" цепи луны. Предположим также, чисто теоретически, что луна действительно гораздо старше земли (тем более, что теория мистера дарвина, о которой мы поговорим ниже, недавно получила сокрушительный удар, пусть пока и не подтвёрждённый математически). Представьте себе шесть сестёр-спутниц луны (за много эонов до появления первой из семи глобосфер нашей собственной цепи), каждая из которых занимает точно такое же положение по отношению друг к другу, какое занимают глобосферы в нашей цепи по отношению к нашей сегодняшней земле (см. главы "Структура человека" и "планетарная цепь" в книге "эзотерический буддизм").
Теперь читателю будет легче представить себе, как затем глобосфера "А" лунной цепи сообщает жизнь глобосфере "А" земной цепи, после чего — умирает. Затем глобосфера "В" лунной цепи посылает свою энергию глобосфере "В" новой цепи, потом глобосфера "С" лунной цепи таким же образом рождает своё дитя в виде глобосферы "С" земной цепи, после чего луна (наш сегодняшний спутник) изливает всю свою жизнь, энергию и силы в самую низшую глобосферу нашей планетарной цепи — глобосферу "D", в нашу с вами землю, и, передав их новому центру, она становится фактически мёртвой планетой, у которой почти прекратилось вращение вокруг своей оси с момента рождения нашей глобосферы. Сегодня луна представляет собой холодную остаточную массу, тень, тянущуюся за новым телом, в которое перелились её собственные жизненные силы и "принципы". Отныне она обречена на то, чтобы в течение долгих веков неотлучно следовать за землёй, отдаваясь своему дитя и притягивая его к себе, непрестанно отдавая, словно жертва вампира, все свои жизненные соки собственному дитя, она мстит ему тем, что обволакивает его, всё плотнее и плотнее, тлетворными, невидимыми и ядовитыми испарениями — продуктами оккультной стороны её природы.
Тело её мертво, но оно всё ещё кишит жизнью, каждая частичка её разлагающегося трупа исполнена активной и разрушительной жизни, хотя тело, которое эти частицы когда-то составляли, стало бездушным и безжизненным. Вот почему исходящие из неё эманации несут в себе одновременно и благо, и зло, да ведь и на земле мы сталкиваемся с тем же самым явлением: как известно, нигде не встретишь такой сочной и густой травы, как на могилах, но нет и ничего более убийственного, чем кладбищенские трупные эманации. И, как любой вампир и упырь, луна — лучший друг колдунов и враг всех неосторожных простаков. Со времён архаичной древности, отдалённой от нас эонами и эонами, как и в более поздние времена фессалийских колдуний вплоть до нынешних дней бенгальских тантриков о её природе и свойствах знал и знает каждый оккультист, но для представителей физической науки всё это остаётся лишь книгой за семью печатями. . . У меркурия и венеры действительно нет спутников, но, как и земля, они тоже имели своих "родителей". По своему возрасту обе эти планеты гораздо старше земли, и ещё до того, как последняя успеет достигнуть своего седьмого круга, её мать, луна, уже растворится без следа: так же, как это произошло, а в некоторых случаях ещё не произошло, и с "лунами" остальных планет, так как есть планеты, имеющие несколько лун — вот вам ещё одна загадка, которую пока не сумел разгадать ни один эдип от астрономии»
Е.П.Б.