Сумел остановить немцев.
Известный советский тренер Николай Люкшинов был в числе тех, кто формировал современную школу подготовки футболистов. В 1950-е годы он возглавлял ленинградский «Зенит» и показывал достойные результаты. Но Люкшинова прославила работа за границей — он стал первым специалистом из СССР, который был назначен главным тренером иностранной сборной. Что из этого вышло?
Новую работу Люкшинову предложили после турне «Зенита» по Китаю в октябре 1955 года. Тогда ленинградцы триумфально провели серию матчей, победив десять раз и однажды сыграв вничью. Тот вояж был признан успешным и в СССР, и в Китае.
В руководстве советского футбола решили отметить Люкшинова за его работу. Специалисту предложили должность главного тренера сборной Албании — страны, которая в середине 1950-х считалась союзницей СССР. Там уже работал Борис Апухтин, но он занимал пост советника и фактически никаких вопросов не решал.
Люкшинову же предстояло полностью контролировать сборную и вверенный ему клуб «Партизани» из Тираны. С ним заключили контракт на один год. За работой советского специалиста наблюдал лично лидер албанского народа Энвер Ходжа, который очень уважал Николая Михайловича.
— Глава государства Энвер Ходжа часто приглашал в гости попить чаю и поговорить. Главной темой наших бесед была его любимая игра. Ходжу очень интересовало мое мнение об албанском футболе. Что уж тут скрывать, иногда приходилось лукавить, — признавался Люкшинов.
В 1950-х годах Албания не котировалась в мировом футболе. Ее сборная не участвовала в отборах на чемпионаты мира и Олимпиады, а до первого Евро было еще далеко. Поэтому команда играла лишь в товарищеских матчах.
В сентябре 1957 года Люкшинов договорился с Китаем о дружеской футбольной встрече. Она прошла в Пекине и завершилась поражением албанцев со счетом 2:3. Впрочем, и этот результат на тот момент считался достойным — «горные орлы» дали бой китайцам на их территории, несмотря на поддержку 40 тысяч зрителей.
Спустя несколько месяцев Албания на своем поле принимала ГДР. Неожиданно для многих хозяева поля в Тиране показали прекрасную игру и отобрали очки у восточных немцев. Более того, команда Люкшинова до 88-й минуты вела в счете! Социалистическая Германия всё же отыгралась и свела матч к ничьей (1:1), но албанские болельщики радовались как никогда прежде. «После ничьей с немцами Тирана неделю праздновала», — вспоминал Люкшинов.
С «Партизани» советский тренер также добился успехов. В 1956 году команда дошла до финала Кубка Албании, а в 1957-м и 1958-м сделала золотой дубль, выиграв чемпионат и Кубок страны. Также «Партизани» занял второе место в международном турнире среди армейских коммунистических клубов, проиграв только болгарскому ЦДНА — прародителю современного софийского ЦСКА.
Поскольку «Партизани» контролировался министерством обороны Албании, его успехи ценились очень высоко на уровне главы государства. Энвер Ходжа так сильно прикипел к Люкшинову, что даже не отпустил его после отработанного года — в итоге советский тренер задержался до 1958-го. Но ему всё же удалось отпроситься домой.
Позже он признавался, что работа за границей была непростой. «Из Албании меня не хотели отпускать. Но, честно говоря, устал я работать с «горными орлами». Они очень вспыльчивые и обидчивые, если их критиковать. Так что приходилось это делать крайне осторожно. Словом, постоянно в напряжении», — рассказывал Люкшинов.
Николай Михайлович вернулся в Ленинград, где работал преподавателем и некоторое время тренировал «Адмиралтеец» и «Динамо». После его ухода «Партизани» удержался на плаву и вплоть до начала 1990-х был грандом албанского футбола. А вот национальная сборная долго не проводила никаких матчей, и ничья с восточными немцами несколько лет оставалась главным событием.