Единообразие упрощает многое. В том числе и массовое поражение. Утром девятнадцатого июля пользователи операционной системы Windows обнаружили синий экран смерти – сообщение об ошибке, не устранимой без перезагрузки. Впрочем, она не помогала. Остановились и облачные сервисы, чьи компьютеры управляются этой же системой, в том числе сервисы самого создателя Windows – компании Microsoft. Рушила систему новая версия разработанной компанией CrowdStrike по заказу Microsoft программы Falcon для выявления и блокирования кибератак.
Сбой, похоже, стал крупнейшим в истории. Его первопричину быстро устранили, но последствий немало: ведь для удаления ошибочной версии программы, мешающей запуску, нужно, по сути, вручную запустить компьютер с резервного загрузочного носителя. Обрушились целые отрасли – авиаперевозки, банки, биржи, медицина, СМИ, торговля…
Открытым текстом напомню: в рамках общезападных ограничений взаимодействия с Российской Федерацией Microsoft отключила автоматическое обновление своих изделий на наших компьютерах. Не было бы счастья – да несчастье помогло. Почти все у нас работало в штатном режиме.
Несколько лет в нашей авиации разрабатываются собственные программы. Энергетика – включая все связанное с ядерной энергией – у нас давно сама пишет все нужные программы.
Открытым текстом сообщаю: на моем компьютере уже пару десятилетий стоит операционная система Linux. Исходные тексты ее и большинства программ, написанных для нее, общедоступны. Их проверяют многие тысячи независимых специалистов прежде, чем пустить в работу. Поэтому ошибок там несравненно меньше, чем в коммерческих программах с закрытыми текстами. Одна из версий этой системы, скомпонованная отечественной фирмой Астра, так проверена, что рекомендована даже для оборонных нужд и дел высшей секретности. Но главное – версий Linux так много, что вряд ли все они пострадают одновременно. Поэтому, в частности, работу Интернет – в том числе большинство облачных сервисов – обеспечивает в основном Linux. Причем большинство программ для Linux работает с большинством версий. Разнообразие обычно здоровее и полезнее унификации.