Фото из открытых источниковАрхеологи приготовили и подготовили пять диких птиц, используя только огонь, руки и каменные орудия, чтобы узнать больше о кулинарных способностях неандертальцев. Эксперимент показывает, что нашим древним родственникам требовалось значительное ручное мастерство, чтобы разделывать животных с помощью кремневых лезвий, не повреждая себя. Неандертальцы населяли Европу и Азию примерно до 40 000 лет назад. Очаги были найдены во многих местах обитания неандертальцев, и у нас также есть доказательства того, что они охотились на крупных животных, таких как слоны и пещерные львы.
Мариана Набаис из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции в Таррагоне, Испания, говорит, что, воспроизводя древние занятия, такие как приготовление пищи и разделка туш, с помощью инструментов, доступных в то время, ученые могут получить представление о том, как жили доисторические люди.
Она и ее коллеги хотели лучше понять археологические останки птиц, связанные с неандертальцами, которые были обнаружены в отложениях в Португалии, возраст которых составляет около 90 000 лет.
Команда выбрала пять птиц, которые погибли в португальском центре реабилитации диких животных и были похожи по размеру и виду на тех, которые были найдены в археологических отложениях: две черные вороны (Corvus corone), обыкновенный лесной голубь (Columba palumbus) и две евразийские кольчатые горлицы (Streptopelia decaocto). Инструментами, использованными в эксперименте, были кремневые отщепы, подготовленные студентами, изучающими каменную технологию.
Все пять птиц были ощипаны вручную. Ворона и голубь были разделаны сырыми, а оставшиеся три птицы были запечены на углях. Приготовленных птиц можно было легко разделить без каменных инструментов, но сырые птицы требовали значительных усилий с использованием кремневых лезвий.
«Палеолитические ножи действительно были очень острыми, требующими осторожного обращения», — говорит Набаис.
«Точность и усилия, необходимые для использования этих инструментов без нанесения себе увечий, подчеркивают практические проблемы, с которыми неандертальцы могли сталкиваться в своей повседневной деятельности по обработке пищи». После завершения разделки исследователи подготовили кости, а затем проанализировали их на предмет отличительных признаков, вызванных каменными орудиями и огнем. Они также выявили следы износа на кремневых орудиях.
Затем следы ожогов и шрамы от инструментов сравнили с остатками пищи неандертальцев с археологических раскопок Фигуера-Брава и Оливейра, оба в Португалии. Кости птиц с пятнами ожогов и порезами, найденные на этих раскопках, совпадают с теми, которые были обнаружены в повторных раскопках команды, говорит Набаис.
«Наше экспериментальное исследование показало, что сырые птицы, обработанные хлопьями, имеют характерные следы порезов, особенно вокруг сухожилий и суставов, в то время как жареные птицы имеют следы ожогов и повышенную хрупкость, что приводит к переломам костей», — говорит она.
«Эти находки помогают отличить изменения, вызванные человеком, от тех, которые вызваны естественными процессами или другими животными, такими как вытаптывание или деятельность грызунов, хищников и плотоядных». Неандертальцы были достаточно искусны, чтобы ловить и готовить мелких, быстрых животных, таких как птицы, говорит Набаис.
«Это исследование подчеркивает когнитивные способности неандертальцев, демонстрируя их способность ловить и обрабатывать мелкую, быстро движущуюся добычу, такую как птицы, тем самым бросая вызов традиционному представлению о том, что неандертальцы не были способны выполнять такие сложные задачи». Сэм Линь из Университета Вуллонгонга (Австралия) говорит, что экспериментальная археология похожа на обратную инженерию, когда вы сравниваете то, что происходит с современным образцом, с археологическим материалом, чтобы попытаться интерпретировать то, что могло произойти в прошлом.
В этом случае одним из главных выводов было то, что приготовленным птицам не нужны инструменты для подготовки к еде, что может означать, что некоторые кости не обязательно будут иметь шрамы от инструментов.
«Они узнали, что можно просто разорвать приготовленную дикую птицу на части так же, как мы едим курицу-гриль», — говорит Линь.