Американский инженер и блогер Натан, автор канала Nathan Build Robots на Youtube, в конце июля выступил с разоблачающим заявлением — углеродное волокно было названо угрозой для здоровья человека. Инженер наглядно показал, что материал, широко использующийся для 3D печати, при контакте с любой поверхностью или человеческой кожей оставляет на ней десятки миниатюрных иголочек, толщиной всего в доли миллиметра. Их невозможно разглядеть невооруженным глазом, а также удалить водой, мылом или другими способами. Углеродное волокно втыкается в кожу, и единственная надежда от него избавиться — это естественное обновление кожных покровов.
Натан предупреждает — если вы поднесете руку, «испачканную» в углеродном волокне, ко рту, то можете занести острые иголочки в легкие, что может стать причиной тяжелого заболевания. На превью к видео автор канала назвал углеродное волокно «асбестом». Действительно, у углеродного волокна есть некоторое сходство с этим минералом. Как и асбест, углеродные нанотрубки обладают очень малым диаметром, а также высокой летучестью в естественном состоянии. Как утверждает Натан, углеродное волокно может быть любой длинны, но производители предпочитают его нарезать коротко, что удобно для 3D печати. Этим оно схоже с амфиболовым асбестом, который запрещен во всем мире — он обладает жесткой структурой, подобной иглам, не выводится из респираторной системы и потому его больше не используют в промышленности.
С его «добрым братом-близнецом», хризотиловым асбестом, напротив, сходство у углеродного волокна проявляется в предлагаемом решении проблем готовых изделий. Натан утверждает, что если покрыть пластик с добавлением углеродного волокна эпоксидной смолой, то все проблемы с крошащимися «осколками» уходят. Подобная технология связывания активно применяется в современной хризотиловой промышленности — хризотиловое волокно в составе строительных материалов, защитного снаряжения для пожарных, теплозащитной обмотки котлов и других изделий потребителю доступно только в «связанном» виде. Так оно утрачивает свою летучесть, и становится неотличимо по степени влияния на здоровье от своих аналогов, например дерева или камня.
Правда, существует одно важное юридическое отличие. Использование углеродного волокна в мире возможно свободно, его применение никак не регламентируется и не запрещается. Хризотиловый асбест же, как мы видим, сравнимый по своей степени воздействия на человека с новым промышленным материалом, регулярно подвергается попыткам запрета со стороны международных организаций. Новый материал, чье производство принадлежит западным компаниям, легко обращается на рынке, лишенный любых регуляций в то время, как хризотиловый асбест, уже более ста лет использующийся промышленностью, пытаются запретить, несмотря на огромный комплекс данных, подтверждающих его безопасность при контролируемом использовании. Вероятно, потребуется еще какое-то время, прежде чем энтузиасты вроде Натана смогут доказать необходимость внедрения мер безопасности, схожих с применяемыми в отношении хризотила, для углеродного волокна.