Генеративный искусственный интеллект (ИИ) развивается беспрецедентными темпами и проникает во все сферы жизни, в том числе международные отношения, безопасность и дипломатию. Уже сегодня технология во многих областях превосходит возможности человека, хотя в решении самых сложных задач, требующих понимания контекста, интуиции, эмоционального интеллекта, уступает людям. Это создает новые возможности, в частности, в экономике или культурной сфере. Однако ИИ порождает и угрозы — в их числе дезинформация и дипфейки, использование нейросетей преступниками и экстремистами, цифровой разрыв и неравенство в доступе к технологиям, изменения на рынке труда и рост безработицы. Это лишь неполный перечень новых вызовов, сопряженных с развитием технологии.
Для международной безопасности и стабильности наибольшую угрозу представляет военный ИИ и гонка вооружений в данной области, которую активно подстегивает Запад. Россия еще с 1998 года ориентировала международное сообщества на мирное развитие и использование информационно-коммуникационных технологий, в число которых входит и искусственный интеллект. В полной мере миротворческие инициативы РФ в сфере международной информационной безопасности, направленные на принятие всеобщей международной договоренности под эгидой ООН, не удалось реализовать по причине противодействия стран Запада, прежде всего США, которые были заинтересованы в сохранении «свободы рук».
Однако, желая перехватить инициативу в переговорном процессе и снизить имиджевые издержки вследствие милитаризации ИИ, Штаты и их союзники продвигают собственные инициативы в области безопасного ИИ, которые, впрочем, не могут быть в полной мере реализованы без участия России и Китая, а также других стран мирового большинства. Наиболее заметная инициатива — Хиросимский процесс по ИИ, запущенный под эгидой Группы семи и направленный на универсальное распространение идеологических норм и стандартов Запада.
В числе последних предложений — создание Коалиции по безопасному ИИ по инициативе Google. Она была представлена 18 июля этого года и в нее вошли ведущие американские игроки рынка: Google, OpenAI, Microsoft, Amazon, Nvidia, Intel, IBM, PayPal, Cisco и другие. Ранее уже были примеры похожих международных негосударственных объединений — например, Крайстчерчский призыв о противодействии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) терроризму, к нему присоединились крупнейшие интернет-гиганты, но он существенно не изменил правила игры и не решил проблему использования цифровых платформ в экстремистских целях (крупные российские и китайские интернет-компании эту инициативу не поддержали). Создание коалиции по безопасному ИИ под эгидой компании Google — это скорее пиар-ход, нежели попытка действительно изменить правила игры и сделать ИИ технологии доверенными и прозрачными. Кроме того, коалиция призвана отвлечь внимание общественности от расширяющегося сотрудничества американского бизнеса с военными и милитаризации ИИ.
Бывший главный инженер Google по ИИ Джеффри Хинтон (лауреат премии Тьюринга — так называемой Нобелевки в области компьютерных наук) признал и осудил связи компании с военными США в сфере ИИ. За этим последовала его отставка в 2023 году. Он продолжает выступать с заявлениями и публикациями по теме безопасного ИИ, но уже вне компании.
Военные расходы США в области ИИ, согласно экспертным оценкам, растут очень быстро, и это порождает реальную угрозу международной стабильности и безопасности. Значительная часть этого бюджета приходится на высокотехнологичные виды вооружений, в том числе военный ИИ, причем соответствующие исследования осуществляются в сотрудничестве с крупным бизнесом. Подобная политика США может спровоцировать гонку вооружений, но уже на новом высокотехнологичном уровне, поставить под угрозу результаты переговорного процесса по международной информационной безопасности, в результате которого были по инициативе России согласованы 13 правил ответственного поведения государств в среде ИКТ, ориентированные в том числе на предотвращение использования силы или угрозы силы в цифровом пространстве.
Применительно к новой технологической реальности востребованы правила ответственного поведения государств, которые Россия продвигает еще с 1998 года. Но эти правила должны быть реализованы на межгосударственной основе, а не как инициатива частного бизнеса, в силу того что лишь государства обладают суверенитетом и реальными полномочиями и подотчетностью перед населением в сфере безопасности. Бизнес и гражданское общество, в том числе цифровые гиганты, в этой сфере могут выполнять лишь совещательные функции.
Автор — профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора