Россиянин совершил парашютный прыжок на вершину горы Эльбрус и тем самым установил сразу три новых мировых достижения. При этом в полете он использовал снаряжение отечественной разработки и производства. Эксперты считают, что достигнутый результат — не предел и при должных инвестициях и внедрении в спорт высших достижений передовых инноваций отечественные экстремалы способны покорить более значимые высоты. Однако результаты не были учтены в российской Книге рекордов из-за высокой стоимости регистрации.
Российский парашютист Вадим Ординарцев 21 июля впервые в истории выполнил прыжок с парашютом типа «крыло» на вершину горы Эльбрус. Это самая высокая точка Европы, которая находится над уровнем моря на высоте 5642 м.
Парашют типа «крыло» отличается от классических круглых своей прямоугольной или эллипсовидной формой. Она придает ему большую горизонтальную скорость и лучшую управляемость. Поэтому такие устройства часто используют для выполнения задач на маневрирование и точность приземления.
Прыжки на Эльбрус — это достаточно редкое событие, которое требует от спортсменов большого мастерства и хорошей подготовки. Полет проходит в разреженной атмосфере, при низких температурах и недостатке кислорода. При этом в горах нестабильные и слабо предсказуемые ветры, из-за чего есть риск, что парашютиста сдует с вершины и придется предпринимать аварийные попытки спасения.
Своим достижением Вадим Ординарцев побил ряд рекордов. В частности, полет он начал, выпрыгнув с борта вертолета на уровне 7200 м, что стало самой удаленной от Земли отметкой при прыжках на Эльбрус. Также полет был отмечен самым высотным среди таких попыток раскрытием парашюта. Украшением прыжка стало Знамя Победы, которое развивалось на протяжении всего спуска.
— Прыжок готовили около восьми месяцев. Собирались прыгать вместе с моим другом, известнейшим воздушным оператором Андреем Слепневым. Но он трагически погиб в ноябре прошлого года. Я принял решение прыгать один и посвятил прыжок его памяти, — рассказал «Известиям» Вадим Ординарцев.
Он пояснил, что сложности при подготовке касались в основном работы в условиях пониженного содержания кислорода, а также отсутствия опыта управления парашютом в разряженной атмосфере. Также играли свою роль изменчивая погода, сложность рельефа и другие факторы. Кроме того, необходимо было обеспечить безопасность на площадке приземления, произвести замеры скорости и направления ветра, принять решение, совершать прыжок или нет. Собственно, так и получилось, что команда провела более трех часов на вершине в ожидании условий для совершения прыжка.
Фото: Владимир ЗалужныйПо мнению Вадима Ординарцева, Эльбрус — не самая сложная вершина. На него прыгали и раньше. Разве что никто не раскрывал флаг на такой высоте. При этом Знамя Победы имеет особое значение, так как во время Великой Отечественной войны Эльбрус был захвачен нацистами, а наши герои бойцы-альпинисты сняли немецко-фашистские символы и водрузили советский флаг. Это символ стойкости, смелости, воли и любви к своей Родине.
— Парашюты типа «крыло», в отличие от одноименных самолетных несущих поверхностей, мягкие и в зависимости от веса и манипуляций пилота легко изменяют геометрию, что позволяет парашютисту эффективно маневрировать, — пояснила старший тренер сборной РФ по парашютному спорту и ведущий конструктор в ООО «Параавис» Ольга Балина, которая принимала участие в подготовке спортсмена к прыжку.
По ее словам, экстремал прыгал на точностном парашюте, который имеет семь секций. Такие купола отличаются чувствительностью и послушностью. Поэтому их, в частности, применяют в качестве запасных на случай, если не раскрывается основной парашют. Также они предназначены для спортивных прыжков в дисциплинах на точность приземления.
В полете применялось преимущественно российское снаряжение, из которого большая часть — передовые разработки наукоемких предприятий, отметил Вадим Ординарцев. В частности, были использованы отечественные высотомер, предназначенный для работы в условиях экстремального холода и разреженной атмосферы, и комплект для обеспечения жизнедеятельности парашютистов на больших высотах, который включает в себя кислородную маску со шлангом и блок кислородного оборудования. Помимо этого, в прыжке был опробован термозащитный костюм, созданный по российской запатентованной технологии, который выдерживает в неподвижном режиме температуру до –110 ℃ без электрического подогрева.
— Такое снаряжение изначально создавалось для военных. Например, кислородное оборудование, которое использовал Вадим, впервые для высотных прыжков применили десантники в районе Земли Франца-Иосифа (архипелаг в Северном-Ледовитом океане). Они совершили парашютирование из нижних слоев стратосферы, то есть около 10 тыс. м, — сообщил «Известиям» главный конструктор АО «ПТС» Евгений Альбац.
Фото: Владимир ЗалужныйВместе с тем он отметил, что сотрудничество с гражданскими спортсменами дает больше возможностей в плане обратной связи. Поэтому каждый высотный прыжок дает массу возможностей для совершенствования оборудования.
— На таких высотах атмосфера примерно в два раза тоньше. То есть если на уровне моря среднее давление составляет порядка 760 мм рт. ст., то на высоте выброски над Эльбрусом этот показатель равен примерно 300 мм. В таком разреженном воздухе купол летит более чем в два раза быстрее. Например, во время тестового прыжка под Москвой с высоты 7 тыс. м скорость снижения равнялась 7,4 м/с. На этой скорости затруднительно маневрировать и совершить прицельную посадку, — прокомментировал прыжок парашютист-испытатель Николай Оксман.
По его словам, чтобы научиться управлять парашютом при таком низком давлении и высокой скорости, Вадиму Ординарцеву потребовалось предварительно выполнить более 60 подготовительных прыжков, заточенных специально под проект прыжка на Эльбрус. Однако, несмотря на это, во время приземления заметно, как спортсмен на большой скорости опустился в мягкий снег, который погасил удар.
Фото: Владимир Залужный— Такие мероприятия способствуют пониманию, что парашюты — это не только «в армии», но и популярный вид спорта, который очень многогранен и имеет множество направлений, — прокомментировал со своей стороны член сборной России и чемпион мира по парашютному спорту Владимир Залужный.
Он отметил, что этот вид деятельности постоянно усложняется и ставит перед собой всё более трудные задачи. Они будут требовать более сложных решений и тем самым будут двигать разработчиков снаряжения к созданию новых крыльев и дополнительных устройств.
Ни одно из новых достижений спортсмена не было внесено в российскую Книгу рекордов по причине неадекватной стоимости процедуры регистрации, отметил Николас Оксман. По его словам, за фиксацию трех достижений ответственная организация запросила около 1 млн рублей, не считая затрат, связанных с доставкой эксперта к месту приземления, его пребыванием и акклиматизацией на горе. Такие расходы энтузиасты самостоятельно потянуть не могут, добавил эксперт.