Ещё на прошлой неделе депутаты, общественники и местные жители в очередной раз собирались у подножия Торатау, чтобы выразить поддержку решению руководства республики о том, что шиханы не место для промышленной разработки. А сегодня уже научное сообщество высказывает свою независимую позицию.
Судьба башкирских шиханов решалась не только в высших эшелонах власти и на акциях протеста у подножия Торатау, но и в тишине лабораторий. Ведущие учёные, академики высказали своё экспертное мнение. Если коротко, оно сводится к тому, что стерлитамакское производство соды может продолжать работать и на альтернативном сырье, не затрагивая уникальные горы. Теперь это доказано научно.
Заседание президиума Академии наук как раз и было посвящено проблеме альтернативных источников сырья для «Соды». О том, что такие источники есть, говорят геологи и химики.
Альфис Гаязов, президент Академии наук Республики Башкортостан: «Мы посчитали, что минимум семь альтернативных источников имеется в нашей республике. Они по своим физико-химическим свойствам идентичны с материалом, который находится внутри этой горы».
Проблема даже не в наличии сырья как такового. Геологоразведка убедительно доказывает: известняка в республике много. Проблема в том, как его перерабатывать. По мнению учёных, чтобы перейти на новые источники, заводу необходимо модернизировать свои технологические процессы. Но почему-то этого не делается.
Ахат Мустафин, заведующий кафедрой физической химии БашГУ: «Если будет подходящее сырьё и желание, и возможности у этой компании, конечно, можно его использовать. Сейчас, конечно, пока этого нет».
То, что шиханы должны остаться неприкосновенными, было понятно и без подробных научных выкладок. Торатау как объект культурного наследия. Археологи установили, что эта гора была местом языческого поклонения ещё в начале нашей эры. А наиболее раннее упоминание о шиханах содержится в одном из вариантов эпоса «Урал-батыр».
Вячеслав Котов, кандидат исторических наук: «Уникальное свидетельство древней культуры башкирского народа – святилище, которое существовало 2 тысячи лет. В этом смысле гора сопоставима с пещерой Шульган-Таш. И по третьему критерию она, в принципе, может быть взята под эгиду ЮНЕСКО. Это свидетельство непрерывной культурной и духовной традиции».
Решение президиума Академии наук будет направлено в качестве рекомендации и в органы исполнительной власти, и руководству «Содовой компании». Что важно: научное сообщество не только говорит о необходимости сохранения святынь, но и предлагает реальные варианты дальнейшего развития содового производства. Но уже на альтернативном сырье.