Армия и флот России богаты своими традициями. Их чтут и преумножают, на них воспитывают поколения защитников Отечества.
Но не обо всех традициях принято говорить вслух, поскольку они не красят тех, кому доверена святая святых – защита Родины. Одна из таких «традиций» - семейный подряд в служении Отечеству нашему.
Век свободы не видать!
Историки относят её зарождение к середине XVIII века, когда русскому дворянину было незнакомо сладкое слово «свобода». Ни жизнью, ни временем, ни имуществом своим он не мог распоряжаться в полной мере, хотя и принадлежал к государственно-доминирующему сословию – «служивому классу. Иными словами, их ратный труд оплачивался тем, что их «помещали» на землю, награждая деревнями и крестьянами. Но ни то, ни другое не было их личной собственностью: переставая служить, дворянин должен был вернуть пожалованные земли в казну.
Расставаться с нажитым «непосильным трудом» русских дворян жаба душила. Чтобы не лишиться имущества, а вместе с ним и положения в обществе, на государеву службу отправлялся сын, внук, правнук.
Но и в таком продолжении «семейного подряда» смекалистые российские дворяне находили лазейки, коими пользовались без стыда и совести.
«Откосить» от армии за деньги и другие вещи
Привыкшие к беззаботной жизни молодые российские дворяне совершенно не тяготели к военной службе и всячески уклонялись от исполнения своего гражданского долга перед Отечеством.
Ярким подтверждением этому стал Указ от 15 декабря 1738 года, строки которого подтверждают обеспокоенность российского правительства положением дел в армии.
«Известно нам учинилось, что в некоторых полках нашей пехотной лейб-гвардии ротные командиры, полковые адъютанты с унтер-офицеров, капралов и солдат при отпуске в домы их <…> берут немалые взятки деньгами и другими вещами…».
Многочисленные подтверждения таких опасений можно найти и в мемуарной литературе6 «Одному из мелких помещиков Астафьеву, служившему солдатом в гвардейском Семёновском полку, досталось наследство в 900 душ. Получив его, неприлежно стал служить, и как в тогдашнее время отставки не было, то он нашёл милостивца в полковом секретаре, который отпускал его в годовые отлучки за малые деревенские гостинцы: душ двенадцать мужеска пола с жёнами и детьми…»
Если в госучреждении нет коррупции – оно никому не нужно
…В своё время бывший начальник советской внешней разведки генерал-лейтенант Леонид Шебаршин прозорливо заметил: «Если государственное учреждение не поражено коррупцией, значит, оно никому не нужно».
Это высказывание человека, понимавшего, о какой проблеме он говорит, вполне наглядно характеризует деятельность органов государственной власти в России, причем практически на всех этапах её существования. И в Российской империи, и в современной России, и в Советском Союзе коррупция не просто имела место, а была очень высокой. Конечно, не такой, как в некоторых африканских или азиатских государствах, но о взяточничестве чиновников слагают песни, легенды и поговорки до сих пор.
Более трёх веков минули с тех пор, как представители не самого патриотичного русского дворянства заложили в армии традиции, о которых не принято говорить, но которые по-прежнему существуют. Справедливости ради стоит отметить, что в последнее время эти «традиции» стали выжигать калёным железом. Выжгут ли?
>