Недавние события с задержанием крупных подростковых отрядов, собиравшихся на массовую драку, сразу же воскресили памяти истории о некогда знаменитых челябинских лампасниках. Отличительной чертой таких уличных банд были трикотажные брюки с полосками, существовал даже целый кодекс с цветовой дифференциацией штанов для каждого района. Например, самые грозные пацаны - ленинцы - носили широкие штаны с красными генеральскими лампасами, а вот черно-красный лампас означал «смерть Ленинскому району», и в таких трениках ходить в одиночку где-нибудь по КБСу не рекомендовалось. Говорят, что сначала швейные ателье Челябинска были завалены заказами на полгода вперед, а потом шить штаны с такими лампасами неофициально запретили. Так что полоски из киперной ленты часто настрачивали вручную.
Чаще всего разборки по принципу «стенка на стенку» проходили между группировками Ленинского, Советского и Тракторозаводского районов. Своя боевая группа была и в поселке ТЭЦ. Ветераны гоп-движения до сих пор вспоминают забавный казус: однажды на разборки с ленинскими приехали фуфаечники - представители сообщества поселка Миасский – организованным десантом на нескольких трамваях. Однако никаких лампасников они там не встретили, побродив по улице Гагарина и попинав редких попавшихся по дороге молодых людей, толпа разочарованно убралась восвояси. Мнения очевидцев расходятся, одни говорят, что ленинские просто не рискнули связываться, другие – что лампасники ни о каких фуфаечниках не слышали и никто им стрелку не забивал.
Считалось, что челябинские лампасники наряду с подмосковными люберами возникли как стихийное движение молодежи из рабочей среды с целью противостоять рэкету и коррупции. Рассказывают, что ленинские даже ездили в Люберцы - для обмена опытом. Однако далеко не все разделяли это убеждение: «Никто не знает, как и почему обыкновенная шпана превратилась в «социально активный» элемент, который считает себя вправе быть «санитаром» общества, производить своеобразную чистку улиц от тех, кто чем-то не похож на них самих», - писал журнал «Советская молодежь» в 1990 году в обзоре, посвященном подростковым субкультурам, расплодившимся на излете перестройки.
К середине 90-х группировки исчезли, многие из них сейчас вполне уважаемые люди. Например, Станислав Мошаров как-то признался в интервью «Комсомольской правде», что в юности бился «стенка на стенку». Ностальгическое название «Лампасники» носит один из спортклубов в Центральном районе.
Юлия Поздеева, специально для Mega-U.ru
Фото с сайта http://zwonok.net.