Многие не воспринимали всерьез Льва Нарышкина из-за его славы придворного шута и повесы. Однако, как показала история, этот человек был умен и дальновиден. Лев Александрович был знатного рода, причем в его родстве значился сам Петр I, но он предпочел государственной службе шутовство и балагурство. Впрочем, отчасти это помогало ему безнаказанно говорить то, на что другие не решались. Несмотря на это, ему довелось быть доверенным лицом как при Петре III, так и при его супруге Екатерине II. Каким же был на самом деле главный балагур и шпынь императорского двора, и какую он сыграл роль в истории России?
Гордился родством с Петром ВеликимЛев Нарышкин родился в 1733 году в Санкт-Петербурге. Он был самым младшим из 5 детей в семье Александра Нарышкина (двоюродного брата Петра I) и статс-дамы Елены Апраксиной (внучки Петра Апраксина). К слову, Лев Александрович очень гордился своим родством с великим императором.
Александр Нарышкин и Елена Апраксина.Отец определил Льва в Преображенский полк, что было очень престижно, правда армейская служба не особо привлекала юношу. Единственное, что ему здесь нравилось — это красивый мундир, который подчеркивал его стройное тело, а также лихие скачки на лошадях.
Был любимцем Петра ФедоровичаВ 1751 году 18-летнего Льва назначили камер-юнкером при Великом князе Петре Федоровиче, а спустя 5 лет он удостоился чина камергера. Нарышкин был одним из любимчиков Петра Федоровича, когда тот был Великим князем, а также после его восхождения на трон. Больше всего Петру III нравилось в Нарышкине его остроумные шутки, талант устраивать развлечения и приемы, но также он ценил в нем его исполнительность и ум. Всего за полгода своего правления Петр III возвел Нарышкина в чин генерал-поручика, пожаловал ему 16 тыс. руб. и подарил ему каменный дом.
Петр III ценил и любил Льва Нарышкина за его легкий и веселый нрав, а также за преданность.Лев Александрович всегда сопровождал Петра III и был с ним, когда императора свергли и арестовали в результате заговора. Нарышкин с легкостью мог спрятаться и спастись от ареста, но он преданно оставался до самого конца с императором. Но ему повезло — Екатерина II радушно приняла его в свое окружение, хотя могла отправить в ссылку. Таким образом, спустя всего 2 месяца ареста, Лев Александрович уже развлекал своими колкими шутками нового правителя.
Стал доверенным лицом Екатерины ВеликойСтоит заметить, что Екатерина II не просто так спасла из заточения Льва Александровича, да еще и приблизила к себе. Дело в том, что Нарышкин уже много лет был другом и доверенным лицом Екатерины Алексеевны, хотя находился на службе у ее супруга. Именно он помогал отвлекать внимание приставленной к Великой княгине надзирательницы Марии Чоглоковой, усыпляя ее бдительность своими шутками и увлекательными историями.
Как раз в тот момент у Екатерины Алексеевны зарождался роман с Сергеем Салтыковым. Затем он помогал будущей императрице устраивать свидания со Станиславом Понятовским. Нарышкин был предан Екатерине II и входил в ее ближайшее окружение до самой смерти императрицы. Он стал одним из последних, с кем общалась Екатерина II перед тем, как отойти в мир иной.
«Это была одна из самых странных личностей, каких я когда-либо знала, и никто не заставлял меня так смеяться, как он. Это был врожденный арлекин ... Он был очень неглуп, обо всем наслышан, и все укладывалось в его голове оригинальным образом» - писала о Нарышкине Екатерина II.Он постоянно был рядом с ней, развлекал ее, приезжал на обеды в будние дни, сопровождал ее в поездках, в том числе и дальних. Ему нравилось общаться с императрицей, веселить ее, а вот придворная служба ему была в тягость, поэтому он всячески ее избегал. Даже когда императрица назначила его обер-шталмейстером (буквально «старший начальник конюшни»), то и тут Нарышкин себя работой не утруждал.
Однако не стоит забывать, что несмотря на несерьезное отношение к работе и легкость нрава, Нарышкин давал весьма полезные советы императрице, к которым она всегда прислушивалась. Екатерина II предлагала ему высокие и серьезные посты, но тот отказывался, так как не хотел терять свободу мысли и слова. Ведь благодаря шуткам он мог говорить ту правду, которую другие не решались сказать императрице. Так что своими шуточными высказываниями и остротами он влиял на ход событий в истории России.
Елизавета Боярская в роли Екатерины II и Алексей Филимонов в роли Льва Нарышкина в сериале «Великая. Золотой век» (2023).Помимо этого, Нарышкин был превосходным артистом, он даже брал уроки лицедейства у французского актера. Лев Александрович неоднократно переодевался и ходил в народ, чтобы выяснить настроения людей, их проблемы, наценки на рынках и прочее. Благодаря своему таланту он с легкостью подстраивался под то окружение, в котором оказывался, и мог разговорить любого. После таких вылазок Лев Александрович в шуточной форме открывал императрице глаза на многие серьезные проблемы и недочеты, которые вызывали отнюдь не смех.
Придворный балагурСвоими шутками Лев Александрович вносил в чопорное общество веселье и свежее дыхание. Он умел развеселить не только императрицу, но и всех придворных, за что его и любили. Нарышкин был общительным, остроумным и в целом человеком добродушным, хоть он и обожал шпынять всех, не глядя на их возраст, чины, звания и титулы. За это его и называли придворным шпынем и арлекином.
Актер Алексей Филимонов блестяще справился с ролью Льва Нарышкина.Однако не все были способны на самоиронию, поэтому Льва Александровича не раз вызывали на дуэль за его остроты. Зачастую Нарышкину удавалось избежать поединков благодаря своему красноречию, остроумию и находчивости, однако были и такие случаи, когда приходилось выходить «на поле боя».
Как-то раз Нарышкина вызвал на дуэль генерал-аншеф Петр Пассек, которого сильно задели остроты, сказанные в его адрес, да еще и при Екатерине II, и придворных. Лев Александрович в свойственной ему манере высмеял то, что Петр Богданович государственной службе предпочитает карты, лошадей и любовниц.
Льва Александровича не раз вызывали на дуэль за его колкие шутки и высказывания (кадр из сериала «Великая. Золотой век»).Обидевшийся Пассек вызвал шутника на дуэль, и Нарышкин с честью принял вызов, правда он озвучил свое условие: один из них останется на месте. Зачинщик дуэли решил, что это означает битву до смертельного исхода одного из участников. Когда наступил день дуэли, оба соперника сели в карету Нарышкина и уехали за город. Карета остановилась, первым вышел Пассек. Но тут дверь резко захлопнулась, и карета продолжила движение. Уезжая Нарышкин прокричал Пассеку из окна, что он сдержал свое слово и оставил его на месте. Как видно, даже из таких ситуаций Нарышкин ловко находил выход.
Устраивал лучшие приемыНарышкина любили не только за его остроумие, но и гостеприимство. Его дом с раннего утра до позднего вечера был открыт для гостей, причем Лев Александрович не знал и большей их части, однако всех принимал с искренним радушием. Он устраивал всем гостям теплый прием, щедрое угощение и безудержное веселье. Неудивительно, что в его доме всегда было полно людей. Все, что он устраивал, начиная от пышных балов и заканчивая обычными пикниками, было всегда на высоте и с размахом.
Про Нарышкина ходил такой анекдот:
Решил как-то Лев Нарышкин поработать и пришел на службу, но в своем кресле он застал спящего дворцового кота. Лев Александрович пожал плечами, сказал, что его место уже занято, и покинул залу.Например, в 1772 году Нарышкин устроил в своем загородном имении настолько пышный прием в честь Екатерины II, что это событие еще долго обсуждало общество и его даже освещали в «Санкт-Петербургских ведомостях». Изысканная еда, декорации и развлекательная программа, которая включала пальбу из пушек, фейерверк, оркестр и многое другое, обошлись Льву Александровичу в 300 тыс. руб.
Лев Александрович всегда придумывал игры и развлечения для императрицы и придворных (кадр из сериала «Великая. Золотой век»).К слову, Нарышкин прославился не только как хлебосольный хозяин, но и как меценат. Он отыскивал таланты, чтобы украсить ими свое общество и помочь им обратить на себя внимание публики. Он высоко ценил хороших музыкантов, художников, литераторов и других даровитых людей.
Был счастливым семьяниномВ семейной жизни Лев Александрович Нарышкин был, без преувеличения, счастливчиком. Его брак с Мариной Осиповной Закревской, заключенный в феврале 1758 года, стал союзом двух любящих и преданных друг другу сердец. Выбор Льва Александровича в лице Марины оказался неслучайным.
Еще в 1755 году, в возрасте 14 лет, она была замечена Великой княгиней Екатериной Алексеевной. Ее миловидная внешность и недюжинный ум привлекли внимание будущей правительницы, которая не просто взяла юную Марину под свое покровительство, но и сыграла решающую роль в организации ее свадьбы с Нарышкиным.
Екатерина II (фото слева) сыграла решающую роль в организации свадьбы Марины Закревской (фото справа) со Львом Нарышкиным.После замужества Марина Осиповна с головой погрузилась в заботы о семье и обустройстве дома. Ее хозяйственная жилка и умение управлять позволили супругам увеличить и приумножить свои владения. Но светская жизнь ей также была не чужда – Марина Осиповна регулярно появлялась при дворе. Брак Льва и Марины был щедро благословлен детьми. У них родилось семеро детей: 2 сына и 5 дочерей. Все они достигли зрелого возраста, что в те времена было большой редкостью.
Самым известным из наследников Льва Александровича был, пожалуй, сын Дмитрий. Его брак с Марией Святополк-Четвертинской, одной из первых красавиц того времени и многолетней фавориткой императора Александра I, наделал немало шума в свете. Старший сын Нарышкиных, Александр Львович, занимал пост обер-гофмаршала и обер-камергера, а также был директором Императорских театров.
Скончался Лев Александрович в 1799 году в возрасте 66 лет. Его похоронили в Александро-Невской лавре, где до сих пор покоится прах членов знаменитого рода Нарышкиных.