В Иране раскрыли подробности газового соглашения с Россией. Министр нефти сообщил, что "Газпром" построит газопровод через весь Иран, а поставки составят мощность двух "Северных потоков". Таким образом, российский газ будет поставляться как в Иран, так и в соседние государства. Эксперты считают, что это сверхамбициозные планы, если только министр не оговорился.
"Реализация этого 30-летнего соглашения, которое можно назвать вершиной региональной дипломатии шахида Раиси (погибшего президента. - Прим. ред.), помимо устранения внутренних дисбалансов, превратит Иран в хаб для поставок газа в регион и приведет к значительному увеличению торговли и обменов, а также экономической и политической безопасности страны", - заявил на заседании правительства министр нефти Джавад Оуджи, передает агентство IRNA.
По словам главы Миннефти Ирана, "Газпром" построит газопровод через всю страну с севера на юг, а поставки составят 300 млн кубометров в сутки, что эквивалентно мощности двух "Северных потоков". Правда, эти цифры есть только в иранской версии статьи.
"В настоящее время общая добыча малосернистого газа в стране составляет около 850 миллионов кубометров в сутки. Проект позволит импортировать из России 300 млн кубометров газа в сутки, а расходы на строительство этого трубопровода также взяла на себя Россия, обладающая технологиями в области строительства трубопроводов по морскому дну", - сказал Джавад Оуджи.
Он оценивает оборот проекта в $ 10−12 млрд и сообщил, что за последний месяц Национальная иранская газовая компания и "Газпром" подписали несколько документов.
"В кулуарах еженедельного заседания правительства министр сообщил журналистам, что менее месяца назад между Ираном и Россией были подписаны некоторые документы, по которым часть российского газа будет передаваться в Иран для потребления, а часть - для экспорта и обеспечения энергетической безопасности соседних стран", - пишет уже агентство Shana.
Сам "Газпром" сообщал в июне о подписании Стратегического меморандума о проработке организации поставок российского газа в Иран.
Рядом с Ираном находится Пакистан, который обязался достроить газопровод до Ирана, и Оман, рассчитывавший на поставки газа через Персидский залив для своего терминала СПГ. Кроме того, через Пакистан находится Индия, и "Газпром" изучал в Иране также возможности строительства терминалов СПГ.
Из-за санкций и контрсанкций экспорт "Газпрома" в Европу снизился почти в пять раз - со 150 млрд кубометров до менее 30 млрд кубометров в год. При этом ЕС хочет полностью отказаться от российского газа в 2027 году, когда должны заработать новые заводы СПГ в США и Катаре. И "Газпрому" необходимо переориентировать поставки. Пока, как заявлялось, рассматривается вариант "Силы Сибири - 2" мощностью 50 млрд кубометров в Китай и газоснабжение Средней Азии. По Узбекистану назывались объемы в 11 млрд кубометров.
Если иранский министр не ошибся, то, считает главный стратег инвестиционной компании Вектор Икс Максим Худалов, это сверхамбициозные планы.
"Тем более, что в Каспийском море у нас и у Азербайджана небольшие трубоукладчики, которые вряд ли смогут тянуть трубу большого диаметра", - говорит эксперт.
Также Максим Худалов отмечает, что строительство такого трубопровода займёт не менее 5 лет, а затраты на него превысят 40 млрд долларов: "Пока представляется, что это очень далёкая перспектива и до 2026 года мы не увидим даже проекта".
Ранее вице-премьер Александр Новак говорил, что начальные поставки газа в Иран и через страну оценивали в 10 млрд кубометров. А в июле Ашхабад и Тегеран договорились о своповых поставках в Ирак 10 млрд кубометров в год и расширении газопровода до мощности в 40 млрд кубометров. Эксперты полагали, что развитие газотранспортной инфраструктуры между двумя странами может быть связано и с поставками российского газа.
"Очевидно, что сотрудничество с Ираном в газовой сфере сейчас очень активно обсуждается, и у соседей Ирана в Юго-Восточной Азии имеется огромный дефицит энергии и соответственно огромный потенциал для импорта трубопроводного газа. Стратегические договоренности между Москвой и Тегераном открывают возможности для коммерческих переговоров с потенциальными покупателями. Именно они в конечном итоге определят масштабы проекта и инвестиции", - считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.