Исследования финансового положения отечественных предприятий, занимающихся
добычей нефти и газа, опровергает распространенный миф о том, что участие частного сектора в управлении компанией производства эффективно. Так,
Газпром и Роснефть по итогам 2014 года не попали даже в первую пятерку. Следовательно, приватизация госструктур нефтегазового сектора России далеко не всегда способствует улучшению работы организаций.
Нефтегазовый сектор: форма собственности определяет многое
Главная идея апологетов рыночной экономики, заключающаяся в приоритетности частного управления добывающими, перерабатывающими и транспортными предприятиями, в очередной раз провалилась. Это убедительно показывает анализ хозяйственной деятельности ведущих организаций
нефтегазового сектора нашей страны. Практически по всем основным показателям «Руснефть» и «Славнефть», принадлежащие частным лицам, оказались в результате прошлого года на последних местах, что неудивительно. За номинальными держателями акций подчас скрываются люди, мало что понимающие в специфике важнейшего для страны рынка.
На лидирующих позициях который год находятся «Татнефть», «РИТЭК» и «НОВАТЭК». При этом нельзя не отметить общее снижение среднеотраслевых показателей и увеличение разброса между лучшими и худшими цифрами. Проще говоря, передовые предприятия нефтегазовой отрасли стали работать эффективнее, а аутсайдеры увеличили отставание. Анализ деятельности организаций ТЭК позволяет с большой долей уверенности утверждать, что пропасть будет расти и дальше. Показатели первого полугодия 2015 года подтверждают наметившуюся тенденцию.
Нефтегазовый сектор и вертикальная интеграция
По мнению член-корреспондента РАН академика Александра Андреева, роль небольших предприятий в структуре государственной экономики непозволительно принижается. Не секрет, что надежная вертикаль управления, сосредоточенная в нескольких крупных концернах, вовсе не способствует развитию конкуренции, хотя и укрепляет позиции России на мировом рынке. В условиях разведанных месторождений – а новых залежей попросту не осталось – малому бизнесу нет места при дележке сладкого пирога.
Александр Андреев, и многие эксперты с ним солидарны, считает, что пора менять царствующую до сих пор стратегию, основанную на концепции целесообразности быстрого ввода крупных нефтяных и газовых месторождений. Во-первых, таких уже нет. Во-вторых, сейчас нужны не крупные рентные доходы, которые еще десять лет требовались государству как воздух, а целенаправленная политика, направленная на реконструкцию и модернизацию всех предприятий.
Нефтегазовый сектор России: в ожидании новых технологий
Отставание предприятий нефтегазового сектора по уровню технического оснащения стала особенно заметной в последние годы. Зависимость добывающих организаций и перерабатывающих заводов от импортных технологий стала просто неприличной для страны с сырьевой экономикой. Около 70% производств находятся на том же уровне развития, что и полвека назад, модернизация происходит крайне медленно, что негативно сказывается на формировании цены на конечную продукцию.
Где это видано, что добываемая в Ханты-Мансийском автономном округе нефть транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы Китая? Вокруг много НПЗ, но они не в силах справиться с предложенными объемами или не тянут по мощности и требуемому качеству сырья. Необходимо инновационное оборудование, приток новых кадров, способных обеспечить уровень добычи и
переработки нефти и газа на существующем уровне.
Необходима быстрая и качественная модернизация
Надеяться на быстрое окончание экономической блокады и стабилизацию мирового
рынка нефти и газа в ближайшее время наивно. По мнению большинства экспертов, сложная геополитическая ситуация в Европе, конфликты на Ближнем Востоке, развал государственности в Украине еще долго будут ощутимы на всем постсоветском пространстве. Энергетическая карта мира постепенно меняется, и основными потребителями нефти и газа становятся Индия и Китай.
Россия имеет прекрасные перспективы завоевать этот рынок, тем более свободные места есть. Но для этого нужны колоссальные инвестиции для модернизации старого оборудования и закупки новых технологий. Без этого нереально увеличить объем добываемой нефти. К сожалению, тенденция снижения коэффициента извлечения нефти неуклонно падает, в то время как в США, Норвегии, Франции этот важнейший показатель эффективности работы предприятий нефтегазового сектора растет с каждым годом. Остается ждать решительных и быстрых шагов со стороны государства, ибо только частными инвестициями не обойтись.