Ведущий рубрики - Сергей Синюков
О том, что происходило на этой неделе, вам с удовольствием расскажут десятки новостных сайтов, порталов и каналов. А вот о том, что происходило на такой же неделе, но много лет назад, расскажем только мы. Сейчас откроем газеты за июль1901 года, и доложим вам, дорогие читатели.
Пивные закрылись. Куда девать «Катюш Масловых»?
В том же 1901 году была введена монополия государства на производство спиртных напитков и торговлю ими. Это крайне серьезная тема для тогдашнего общества. И в газетах ее обсуждают. «Астраханский листок» беспокоится о последствиях:
«Пивных много закрыто. Упорядочить дело торговли пивом распивочно несомненно следует, и акцизное ведомство взялось за это. Известно, что большинство содержательниц наших пивных, особенно на Косе, не столько извлекало доход от торговли пивом, сколько от более прибыльной торговли телом тех ужасных «рабынь», которых злой рок заставляет идти в эти притоны, рассадники и распространители этой страшной болезни. Но куда денутся несчастные? Сколько их сотен – никто не знает. Работать они, по большей части, уже не могут, в услужение их не возьмут, куда же денутся эти несчастные существа, без вины виноватые? Куда они преклонят свои больные, всеми презираемые, но все же человеческие головы?».
Вот такая забота о работницах «сферы обслуживания». Закрыли пивные – и сотни проституток пошли побираться. Побочный эффект. Да и вообще, если даже не брать тему «девочек», то просто закрывать пивные в жару, это само по себе - очень жесткая мера.
Приходится вынужденно квасить
Ну ладно пиво, а с другими-то напитками - порядок? Вода хотя бы есть? На дворе – середина июля. Не всегда, однако, и не везде… Читаем.
«На селенскихисадах ощущается недостаток в воде для питья. Здесь по вечерам и утрам собирается множество чернорабочего люда, удовлетворяющего несложные потребности своего желудка «собачьей радостью» прямо на открытом воздухе. Поев рубцов, печенки, легкого и др. явств, потребители должны для удовлетворения жажды пить дорогой и довольно сомнительный квас. Имеющийся водоразборный кран около мясных лавок постоянно заперт, и ключ хранится у кого-то из хозяев лавок, но у кого – добиться невозможно».
Лавочник, заныкавший ключ, несомненно, мерзавец и мироед. А может это «квасники» устроили? Чтобы продать свой «дорогой и довольно сомнительный»?
Счастье за пятак
Зато счастья тем летом в Астрахани прибавилось. Его продавали в розницу и очень недорого. Газеты даже предупреждали – не всякое «счастье» одинаково полезно. Вот, сами убедитесь:
«На набережной реки Волга с недавних пор расхаживают продавцы билетов в конвертах, в которых обыкновенно покупателю обещается самое большой счастье и в самое непродолжительное время. Наивные люди нарасхват приобретают эти билетики, уплачивая за них трудовые пятачки и гривенники. Нам кажется, что необходимо предохранить обывателей от этого грубого обмана, а достигнуть этого можно только запрещением продавать соблазнительные билетики».
Заметка называлась: «Раздаватели «счастья». Странно. Они, скорее, «продаватели». А пятак за счастье, это, в принципе, недорого. Кстати, полстопки водки (50 грамм) тем летом тоже стоили пятак. И тут уж каждый выбирает свой эквивалент счастья…
Свинство на Ямгурчеве
Еще одна летняя проблема того времени – свиньи беспредельничали. И это не фигура речи.
«На окраинах города бродящие по улицам свиньи не дают жить обывателю. Они портят заборы, тротуары, деревья, даже самые домишки. Забираются во дворы и здесь губят все, что попадется – белье, цветы и т.д. На днях горничная одного из обитателей Ямгурчева принесла целую корзину провизии и на одну минуту оставила ее на незапертом крыльце, сама отлучившись зачем-то в комнату. Наскочили свиньи и все сожрали. Обязательное думское постановление о воспрещении выпускать на улицу домашних животных никакого значения не имеет, никем не исполняется и за исполнением его никто не следит. Зачем было писать его?».
Вот уж действительно. Свиньям, видимо, было откровенно по фигу на постановления Городской думы. Неужто и их хозяевам тоже? Вот времена были, вот нравы…
Трусы и рубашка лежат на песке, упрямец плывет по опасной реке
Эти строки из детского стихотворения очень точно передают суть нижеизложенного.Бывали в том июле случаи, которые газетчики публиковали в разделе «Курьезные происшествия». Приведем один из них.
«Рабочий бондарного поселка, задумав искупаться в нетрезвом виде, разделся на берегу Волги и полез в воду. Купаясь, он не заметил, что отплыл далеко в сторону от места, где положил одежду. Искупавшись, он вышел на берег, но одежды не обнаружил. После долгих поисков, вообразив, что одежда его украдена, он возвращается домой в костюме Адама, рассказывая всем встречным о дерзком и нахальном похищении у него одежды. На другой день, ранним утром, полицейский случайно набрел на чью-то одежду, лежащую на берегу. Он подумал, что хозяин ее утонул и хотел отнести одежду в участок. В это время пришла жена рабочего, разыскивающая одежду. Тут дело прояснилось. Одежда возвращена по принадлежности».
Кстати, в те далекие годы «приделать ноги» шмоткам пьяного купальщика считалось делом совершенно обыденным. Купальщики зачастую оставляли на берегу «караульщика». И то, что в финале наличествует «хэппи-энд», является скорее исключением. А жена бондаря – молодец, хозяйственная…
Фото с сайта: flectone.ru, vlfin.ru, rosphoto.org