Это был знаменитый эксперимент «Пещера разбойников». Мальчиков поселили в государственном парке Робберс-Кейв, штат Оклахома, при этом ни одна из групп не знала о существовании другой. В течение первой недели изоляции группы сближались, занимаясь плаванием, пешими прогулками и играми.
Одна группа назвала себя «Орлы», а другая — «Гремучие змеи», с гордостью разместив свои новые имена на футболках и флагах.
После этого началась вторая фаза эксперимента: «Орлы» и «Гремучие змеи» узнали о существовании друг друга. Они встретились и сразу же начали соревноваться в перетягивании каната, мини-футболе и охоте на мусор. По мере того как они соревновались, их враждебность нарастала.
Конфликт начался с оскорблений и быстро усилился. Мальчики поджигали флаги друг друга и бросали камни, готовясь к тотальной драке. Экспериментаторам пришлось вмешаться и разнять их.
Далее возникла задача примирения. Это ознаменовало начало третьей фазы. В начале мальчиков поощряли к взаимодействию с помощью фильмов и игр, но такой подход «простого контакта» оказался недостаточным и часто приводил к новым конфликтам.
Требовался новый подход. Экспериментаторы ввели совместные задания, которые требовали от обеих групп сотрудничества для достижения общих целей. Одно из заданий предполагало открытие крана для решения проблемы нехватки воды.
В другом требовалось объединить средства на фильм, который хотели посмотреть обе группы. К вечеру «Орлы» и «Гремучие змеи» стали друзьями: они пожали друг другу руки, вместе поужинали и даже выпили по паре бутылок солода во время просмотра фильма.
«Люди, объединяющиеся ради достижения высшей цели, могут преодолеть препятствия или разногласия, которые кажутся менее важными перед лицом сложной задачи», — сказал Роберт Бэкер, учёный-исследователь с докторской степенью в области психологии и нейробиологии, в интервью The Epoch Times.
Как показал эксперимент «Пещера разбойников», общие цели эффективно снижали враждебность и значительно улучшали отношения в группе.
Точно так же, как достижения могут объединять, внешние вызовы, с которыми сталкивается группа, также могут способствовать объединению людей перед лицом невзгод.
Эксперимент с «Пещерой разбойников» также показал, что у детей проявлялась гордость как в негативном, так и позитивном ключе, сказал Бэкер.
Исследования показывают, что гордость бывает двух видов: подлинной и высокомерной. Они по-разному влияют на межличностные отношения, а также на психическое здоровье.
Подлинная гордость основана на подлинной самооценке и положительно коррелирует с социальными связями и психическим здоровьем.
Примером могут служить такие мысли, как «Я преуспел, потому что усердно работал». Это отражает чувство выполненного долга, основанное на усилиях и способностях человека, способствующее позитивным отношениям и благополучию.
Самонадеянная гордость проистекает из завышенного чувства собственной важности и проявляется в таких мыслях, как «Я всё сделал хорошо, потому что я великий». Этот тип гордости пагубен, он приводит к агрессии, ухудшению качества отношений и личностной тревожности.
Более того, подлинная гордость ассоциируется с позитивным моральным поведением, таким как сотрудничество, честная игра и признание вклада других. Напротив, высокомерие ведёт к обману и подрыву репутации других, движимое высокомерием и эгоизмом.
Они открыто хвастаются своими способностями и достижениями, но внутренне неудовлетворены, чувствуют себя некомфортно в обществе, беспокоятся о взаимоотношениях и не уверены в том, что их любят.
«Когда люди с гордыней видят вещи, связанные с ними, те участки мозга, которые обычно вызывают приятную реакцию, не загораются таким же образом, — объясняет Бэкер. — Возникает разрыв, когда люди пытаются работать над своей высокой самооценкой или притворяются, что работают над ней, но у них ничего не получается, потому что им не хватает реального позитивного отношения к себе».
По словам Бэкера, у людей от природы существует когнитивная предвзятость, при которой предпочтение отдаётся вещам, связанным с ними самими. Например, если на карандаше написано ваше имя, вы начнёте воспринимать его более благосклонно только потому, что он ассоциируется с вами, добавил он.
Аналогично, если вы замечаете общие черты с другим человеком или группой людей, это позволяет вам относиться к ним более благосклонно, признавать важность других людей и развивать чувство гордости. Бэкер считает, что эта характеристика свидетельствует о подлинной гордости.
И наоборот, гордыня в группе может привести к излишней самоуверенности, безрассудному риску без оглядки на других, а также к узкому или небрежному взгляду на другие группы. Более того, такая гордость способствует развитию конкурентного мышления, когда группы воспринимают себя как соперников, борющихся за ограниченные ресурсы, а не работающих вместе для создания дополнительных возможностей.
Подобно «Орлам» и «Гремучим змеям», каждый человек переживает фазы разделения и единения. Это может происходить дома, на работе или в более широком социальном контексте.
Однако они открывают возможности для взаимопонимания и глубокого примирения. В конце эксперимента «Пещера разбойников» один из членов «Гремучих змей» сказал лидеру «Орлов»:
«Ты никогда не думал, что мы будем есть вместе?»
В ответ раздался смех, означающий неожиданное и радостное разрешение их конфликтов.