Когда группа Nautilus Pompilius записывала «Последнее письмо», ее участники не могли предположить, что создается гимн перестроечного поколения.
Однако в дальнейшем Дмитрий Умецкий отмечал, что всегда считал эту песню сильной и ориентировался на нее.
На тот момент Вячеслав Бутусов не относился серьезно к этой композиции.
К тому же, как можно было ожидать ажиотажа вокруг «Последнего письма», если оно было создано впопыхах в довесок к уже готовому альбому «Невидимка», и оказалось слишком коротким, нарушая условия контракта.
Музыканты, воспользовавшись одолженным синтезатором Yamaha-PS55, решили быстро исправить ситуацию. Они собрались в квартире друзей, которые уехали в отпуск, и начали экспериментировать с «Последним письмом», уже имея готовый текст и мелодию.
Бутусов хотел исполнить песню в стиле регги, но не нашел нужного ритма в синтезаторе, поэтому остановился на босанове.
Автором слов «Последнего письма» является Вячеслав Бутусов, хотя говорят, что и Дмитрий Умецкий внес свой вклад. Лидер группы Nautilus Pompilius описывает песню как прощание с детскими воспоминаниями, с мифом об Америке, символизированным индейцами и ковбоями.
Он написал ее от лица человека, который «вырос и решил оставить все это позади».
Результатом этого творчества, как известно, стала безумная популярность «Последнего письма». Не нужно даже говорить о том, что многие годы Nautilus Pompilius заканчивали свои концерты этой песней.
На саундтрек к фильму «Брат 2» песню исполнил детский хор, что вызвало критическое отношение со стороны Бутусова.
К слову, у композиции есть два названия. Сначала она именовалась просто «Прощальное письмо», но во время гастролей в Америке после концерта девочка подошла к Бутусову и попросила исполнить песню под названием «Гудбай, Америка», и так появилось второе название.