На церемонии награждения победителей краевых конкурсов профессионального мастерства, что проходила недавно в Барнауле, традиционно представляли всех участников. И вот номинация «Лучший обвальщик мяса». На сцену выходят крепкие мужики-сибиряки. И вдруг: «Победитель номинации - Светлана Захарова»!...
С той, кто знает все о мясе и дальше больше, пообщался корреспондент АиФ-Алтай.
Мальчики не выдерживают– Говорят, что асы вашего дела разделывают тушу за считанные секунды?
– Разделывать тушу – это не наше дело. Мы занимаемся обвалкой. Обвалять – это с минимальными порезами достать кость из мяса. Можно буквально один разрез так нанести, чтобы полностью вынуть кость, например, из говяжьего задка. Для такой работы нужно много знать: строение костей, анатомию животных. К тому же это ювелирная работа ножом: нужно знать, куда его направить. Это травмоопасная работа, потому что имеем дело и с костями, и с ножами. Конечно, надеваем перчатки защитные, но всё равно бывает, что проскальзывает. А ножи-то – они же острые, как лезвия.
– Светлана, как получилось, что вы оказались в такой необычной для женщины профессии?
– Да мне просто работа нужна была. Раньше я, как многие жители Рубцовска, работала на АТЗ. Попала под сокращение, когда там начались массовые увольнения. Что делать? Посчитала, что мясокомбинат для меня – лучший вариант. Это предприятие у нас в Рубцовске на хорошем счету: постоянно работает, люди там стабильно получают зарплаты. В отделе кадров спросили: «Будешь работать обвальщиком?». – «Попробую». Попробовала, и пошло-поехало. Конечно, не сразу всё удалось. Учиться пришлось не один месяц. Пока училась, я и плакала, и ночами не спала, так руки-ноги болели... Но ведь много есть профессий, в которых поначалу очень тяжело физически. А потом, как на велике: научился крутить педали – будешь ездить.
А насчёт того, что профессия не для женщин. Знаете, на конкурсе мне даже удивительно было, что я одна среди мужчин. У нас на комбинате основная масса работающих – женщины. Все обвальщики – женщины. Среди нас есть только один мальчик. У нас вообще мужчины долго не выдерживают. Как оказалось, женщины терпеливее и выносливее.
– Каково было оказаться на конкурсе в чисто мужской компании?
– Когда я в первый раз приезжала на такой же конкурс, ужасно переживала по этому поводу. Парни собрались все молодые, здоровые. Я поглядела на них и думаю: «Мне здесь делать нечего!». Испугалась. Потому что в обвалке сила много значит. А у любого мужчины, конечно, силы больше, чем у женщины. А сила – это прежде всего скорость, что ценится на конкурсе. Тогда мне одного балла не хватило до третьего места... Ну, а в этот раз я уже знала, на что иду. Захотелось доказать, что могу соперничать наравне с мужчинами. Конечно, по скорости я им по-прежнему уступаю. Но я решила, что пойду другим путём. А путь должен быть таким: всё мясо, которое срезаю, должно быть сохранено, чтобы сделать обвалку качественно, без порезов. При скорости ведь можно так мясо повредить, что из него ничего хорошего уже сделать будет невозможно, и оно уйдёт на фарш. А из мяса, правильно обрезанного, можно делать всевозможные деликатесы, а это дорогостоящие продукты.
Я - рабочий человек!– Случалось, стеснялись своей работы?
– Мне – стесняться? Ни разу! Даже в голову такое не приходило... А потом, когда говорю, что я обвальщик мяса, многие люди даже не представляют, что это за профессия.
– Почему спросила: сегодня как-то не принято гордиться рабочими профессиями...
– Ой, да вы что! Да, я – рабочий человек. А что здесь стыдного? Сколько таких, что закончили институт и не могут работу найти, потому что выпускников по специальности, которой их учили, – вагон и маленькая тележка. А рабочие профессии востребованы. К тому же моя профессия сегодня – редкость. Если добьёшься хороших результатов в этом деле, везде и всюду будешь как профи нарасхват. Обвалке надо долго учиться. У меня очень хороший наставник был, можно сказать, икона нашего предприятия – Зинаида Фёдоровна Смирнова. Она отработала 45 лет на мясокомбинате и не раз побеждала на конкурсах профмастерства. Я ей так благодарна!
Знаете, я не понимаю тех родителей, которые настаивают: «Иди-иди в вуз». А может, ребёнок не потянет учёбу, может, просто не хочет учиться. Ужасно: учиться там, где не хочешь, становиться тем, кем не хочешь.
– Сегодня есть ещё такие понятия, как мужская и женская работа?
– Нет, ну конечно, женщина сталеваром не может быть. А в остальном... Есть уже женщины-водители, полным-полно женщин-охранников, много стало женщин-военных и полицейских. В то же время есть мужчины-воспитатели. Сейчас словно весы уравновесились в понимании, что мужское и что женское. И всё же мне кажется, что женщине легче найти себя в мужской профессии, чем мужчине – в женской.
– Женщина более приспосабливаемая к обстоятельствам?
– Да, потому что на ней ответственность. А от сознания своей ответственности у неё и выносливость появляется, и прагматизм вырабатывается, и дальновидность развивается. Мужчины несколько проще к жизни относятся.
О любви– Домашние как относятся к вашей работе?
– Нормально. Дома я просто мама. У меня четверо детей. А что здесь такого? Повышаю демографический уровень в нашей стране (смеётся – ред.). Старшему сыну 20 лет, он из армии недавно пришёл. До армии учился в университете. Потом взял академический отпуск и пошёл служить, хотя по состоянию здоровья мог бы и не делать этого, но так сам решил. Теперь вот вернулся и восстановился в университете. Второму сыну 18 лет. Он учится на сварщика. Единственной моей дочери – 11 лет. И младшему сыну 10 лет.
Я не скажу, что тяжело одной с четырьмя детьми. Нормально. Тяжело бывает и с одним ребёнком. А бывает тяжело и без ребёнка. Они у меня уже все взрослые. Старшие сыновья не сегодня-завтра отсоединятся, будут жить своими семьями. А младшие очень самостоятельные, послушные.
– Светлана, какое качество для женщины главное?
– Думаю, что очень важное качество для женщины – терпение. Недаром говорят: терпение и труд всё перетрут.
– Лично вам чего-нибудь не хватает до полного счастья?
– Чего же мне не хватает (задумывается – ред.)?.. Вроде бы крыша над головой есть, дети со мной, работа есть. Деньги? Их всегда не будет хватать, сколько ни дай. В плане взаимоотношений «мужчина-женщина» – ну, не получилось. Может, что-то ещё будет впереди? А в плане «семья-дети» я счастлива – детей своих люблю, без них не могу. Они мне очень помогают. А трудности, тяготы, в чём-то лишения, какие-то житейские проблемы, так они у всех бывают – и у бедных, и у богатых. Богатым тоже порой много чего не хватает – и денег, и счастья, и любви детей.
– Светлана, не могу не спросить: вы мясо любите?
– Очень люблю. Говорят, что если с чем-то работаешь, к этому возникает отторжение. Ничего подобного! Не могу без мяса жить. К тому же заниматься физической работой и быть вегетарианцем – это бред! Прежде всего нужно есть (и не только людям физического труда, а всем, кто хочет пользы для здоровья) говядину. Она очень полезна. Вообще красные сорта мяса повышают гемоглобин. Ну и, конечно, нужно есть куриное мясо. Я, например, очень люблю куриную грудку.
Чтобы жить в Сибири, силы нужны, а сила к человеку из пищи приходит. Так что нам, сибирякам, без мяса никак нельзя.