В ноябре этого года общественность Воронежа была взволнована фактом закрытия в Воронежском государственном техническом университете по решению Рособрнадзора инженерно-экономического факультета. Волнения студентов, их родителей, преподавательского корпуса можно понять, пока открытыми оставались вопросы: почему так произошло и что из этого следует?
Дмитрий Ендовицкий,
Решение о прекращении подготовки экономистов в техническом вузе последовало не из-за претензий к ее качеству, а исходя из логики того этапа реформирования высшего образования в стране, который предусматривает подготовку специалистов только в профильных вузах. Меры, которые были приняты Департаментом образования, науки и молодежной политики области и Советом ректоров, обеспечили деловое взаимодействие вузов с тем, чтобы не были ущемлены права и интересы студентов при переводе в другие вузы.
Дмитрий Ендовицкий. Фото Владимира Битюцкого
Наглядно свидетельствуя о плодотворности сотрудничества вузовского сообщества, этот факт не только позволил снять конфликтную ситуацию, но и побудил более пристально проанализировать, какую позицию должны занимать вузы области в структуре нынешнего этапа реформирования высшего образования.
Такой коллективный анализ состоялся на заседании Совета ректоров вузов Воронежской области, которое прошло 30 ноября текущего года. На нем было принято решение, исходя из сложившегося потенциала вузов, требований рынка труда и направлений реформы, о создании в Воронеже трех крупных научно-образовательных кластеров: инженерно-технического, классического (фундаментальные и гуманитарные науки, медицина) и аграрного.
Должен подчеркнуть, что такое решение возникло, разумеется, не спонтанно, а в результате анализа основных параметров региональной системы высшего образования. В нашем городе студенты обучаются по 8 областям образования, общий приведенный контингент составляет более 50 тысяч человек (при расчете приведенного контингента 4 вечерника или 10 заочников приравниваются к 1 студенту дневного отделения).
Посмотрим на аналитику по контингенту учащихся в государственных вузах, приведенную в таблице 1.
Самой крупной областью образования в Воронеже являются инженерно-технические науки (31,7 процента), далее идут общественные науки – 27,3 процента. Таким образом, становится очевидной необходимость создания классического университетского кластера и инженерно-технического.
Область образования «сельское хозяйство» на первый взгляд кажется сравнительно небольшой (7,6 процента), но учитывая, что многие инженерные специальности связаны с сельским хозяйством, можно смело утверждать, что целесообразно также создание агропромышленного университетского кластера, который бы готовил кадры для всей системы предприятий по производству и переработке пищевой продукции.
Создание трех образовательных кластеров в Воронеже обеспечит подготовку квалифицированных кадров как для современной промышленности, так и для высокотехнологического аграрного сектора Воронежской области. Таким образом, стратегический план развития Воронежской области получит прочный кадровый фундамент. Реализация проекта классического университетского кластера позволит оптимизировать подготовку кадров для фундаментальной науки, сферы информационных технологий, медицины и биоинженерии. Именно эти секторы науки и производства будут определять развитие человеческой цивилизации в ХХI веке.
Хотелось бы подробнее остановиться на развитии науки. Как мы видим из таблицы 2, объемы финансирования научных исследований весьма различаются в разных воронежских вузах. Если в ВГУ финансирование науки составило 416 млн. рублей в 2014 году, то в целом ряде вузов потенциал научной деятельности не реализован в полной мере.
Цифры, отражающие количество диссертационных советов и количество журналов в перечне ВАК, также это подтверждают. По нашему мнению, укрупнение вузов по кластерному принципу позволит оптимальным образом сосредоточить кадровые и финансовые ресурсы воронежских вузов на решении актуальных и перспективных научных задач.
Говоря о необходимости концентрации финансовых ресурсов вузов на наиболее перспективных направлениях, следует обратить внимание на бюджеты вузов. Министерство образования и науки РФ недавно инициировало программу создания опорных региональных университетов, и одним из важнейших требований к будущим ОРУ является наличие бюджета не менее 2 млрд. рублей. Любой воронежский вуз, кроме ВГУ, может соответствовать этому критерию, только объединившись с одним или двумя университетами. Нет смысла останавливаться на том, что эффективная финансовая политика возможна только при наличии финансов.
Создание трех научно-образовательных кластеров позволит вузам консолидировать кадровый состав, в частности, по таким направлениям, как экономика и социальные науки.
Для большинства вузов эти направления являются непрофильными, велика доля совместителей среди преподавателей, научную работу трудно назвать продуктивной и современной.
Министерство образования и науки взяло курс на постепенное закрытие этих направлений в технических и отраслевых вузах. Реализация кластерного проекта позволит улучшить кадровый состав и, что также весьма важно, избежать проблем, которые могут возникнуть перед студентами, обучающимися по этим направлениям.
Значительным аспектом укрупнения вузов должно стать повышение социального статуса будущих кластерных университетских образований.
Объединение усилий вузов позволит повысить качество образования, что, в свою очередь, станет серьезным фактором выбора будущей профессии абитуриентами. Средние баллы ЕГЭ, приведенные в таблице, показывают, что во многих вузах они не достигают порогового значения в 60 баллов. Прием наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов – острая проблема системы высшего образования в условиях демографического спада. Университетские кластеры в значительной степени стабилизируют ситуацию, так как все понимают, что крупные вузы предоставляют новые возможности успешной карьеры.
Важно иметь в виду и такие факторы, как единство позиции вузовского сообщества области, реальную поддержку, которую находят вузы со стороны губернатора А.В. Гордеева, и укрепившееся за последние годы деловое сотрудничество с бизнес-сообществом региона.
Источник: газета «Коммуна», №140 (26529) | Пятница, 4 декабря 2015 года