Великая Отечественная Война раскрыла целую плеяду выдающихся советских полководцев. Благодаря их таланту наш народ смог победить страшного врага и освободить Европу от фашистской чумы. В этом ряду особое место занимает маршал Василий Иванович Чуйков. Судьбой ему было уготовано решать исход главного сражения войны — Сталинградской битвы.
Летом 1942 года к берегам Волги рвался сильный враг, прекрасно владеющий военным искусством, оснащенный передовой военной техникой, имеющий менталитет победителя, накопивший богатый опыт в проведении сложнейших военных операций.
В это время командование поручает Василию Ивановичу создать на пути противника оборонительный рубеж на реке Аксай, объединив и возглавив понесшие потери войска. Чуйков внимательно изучает действия противника, ищет слабые места, в то время как некоторых победная поступь гитлеровцев летом 1942-го повергает в настоящую панику. Опыт у него большой – Чуйков был военным советником СССР в Китае (у Чан Кайши), помогал китайской армии воевать против японских агрессоров.
После череды непрерывных боев пехотные подразделения противника смогли форсировать реку. У Чуйкова приказ – не допустить переправы через водную преграду основных сил врага. Настало время нестандартных решений. В этих условиях поставить немцев в неудобное положение — задача почти невыполнимая. Однако, Василий Иванович, успевший за короткое время хорошо изучить тактику боя фашистов, заметил, что немецкое командование действует по одному шаблону: первой всегда бьет авиация, затем артиллерия, после чего атакует пехота, а за ней танки. Достаточно было нарушить этот порядок, как наступление противника приостанавливалось, и его части откатывались назад.
Ранним утром 6 августа 1942 года, едва забрезжил рассвет, и авиация противника еще прогревала моторы, советская артиллерия обрушила свой огонь по позициям противника. Следом в атаку пошла наша пехота, отбросившая врага от берега, что сорвало планы врага по строительству мостов и переправе бронетехники. Гитлеровцы не терпели ближнего боя. Они не выдерживали сближения при контратаке, немедленно залегали и даже отходили назад. На следующий день план повторился, только уже на закате, когда гитлеровская авиация не еще успела взлететь.
После войны Василий Иванович вспоминал: «Наблюдать врага, изучать его сильные и слабые стороны, знать его повадки — значит драться с ним с открытыми глазами, ловить его промахи и не подставлять свои слабые места под опасный удар».
Эти тактические приемы сбили гитлеровцам темп наступления, что позволило другим соединениям 64-й армии закрепиться на новых рубежах. О подвиге группы Чуйкова генерал Шумилов впоследствии вспоминал: "Однажды Чуйков около десяти часов не давал о себе знать. Потом выяснилось, что за это время он успел побывать на нескольких участках фронта. В одном месте помог растерявшимся артиллеристам отразить атаку танков, в другом - остановил отступавшее подразделение, оставшееся без командиров. Повернул цепь назад и приказал окопаться на новом рубеже".
12 сентября 1942 года Чуйков возглавил 62-ю армию с приказом Верховного Главнокомандующего, во что бы то ни стало удержать Сталинград. Василий Иванович хорошо понимал трудность полученного задания. Именно тогда, обращаясь к солдатам, он произносит бессмертную фразу «За Волгой для нас земли нет!»
Для того чтобы свести к минимуму эффективность действий авиации противника, Чуйков решил использовать опыт солдата Протодьяконова. Оказавшись со своей пушкой на нейтральной полосе, тот не отошел на свой передний край, а окопался, метко стреляя по танкам противника. Люфтваффе его позицию не бомбили, боясь задеть свои войска. Творчески осмысливая примеры смекалки воинов, удачные примеры решения оперативных задач мелкими подразделениями, Чуйков смело шел на применение новых тактических приемов в масштабе всей армии. Василий Иванович приказывает всем своим передовым соединениям идти на сближение с противником: рыть ходы, сообщения, траншеи, окопы зигзагами так, чтобы сократить нейтральную полосу на ширину броска гранаты. После этого фашистские бомбы нередко падали сзади, на уже пустые окопы. Когда же немецкие самолеты все-таки пытались бомбить наш передний край, снаряды часто поражали гитлеровские полки. Разрыв шаблонов в тактике боя Красной Армии стал для немцев первым неприятным сюрпризом, череда которых приведет их к военной катастрофе под Сталинградом.
Именно Чуйков нашёл наиболее эффективную тактику в условиях уличных боёв: они стали вестись не силами линейных подразделений, а специально сформированными штурмовыми отрядами, которым придавались сапёры, противотанковые средства, большое количество гранат. Штурмовые группы действовали неожиданно для противника, всегда нанося ему тяжёлый урон.
Подтянули к переднему краю и штабы — Чуйков настаивал на том, что бойцы в этих условиях должны постоянно видеть своих командиров, понимать, что они не брошены на произвол судьбы. Боевой дух воинов сильно повысился, когда они увидели в окопах рядом с собой офицеров высоких рангов. И сам Василий Иванович со своими заместителями не отсиживались в командном пункте. Они нередко выходили в окопы, показывая, что генералы не бежали за Волгу, а вместе с солдатами отстаивают город.
За беспримерный массовый героизм и стойкость личного состава в апреле 1943 года 62-я армия была удостоена звания "гвардейская" и стала называться "Восьмой гвардейской армией". Сам Чуйков за оборону Сталинграда был представлен к званию Героя Советского Союза.
Для Гитлера не было важнее театра военных действий, чем в России. Для него не было во всю Вторую мировую войну важнее битвы, чем под Сталинградом в 1942 году. Однако наши союзники не торопились выполнять свои обещания о создании второго фронта в Европе в 1942 году. Выжидательная позиция наших союзников позволила гитлеровскому командованию создать на юге СССР значительное превосходство в людской силе и технике.
Об обороне Сталинграда, о героическом подвиге солдат и командиров 62-й армии Чуйков написал книгу «Начало пути». В своей книге он ярко показал, как в солдате рождается тот психологический перелом, который сделал слова «Ни шагу назад», «Стоять насмерть» выражением искренней душевной убежденности. Перу В. И. Чуйкова принадлежат еще несколько книг-мемуаров. Со своей армией Чуйков не только прекрасно защищался, но и отлично наступал. Брал Берлин! Именно на участке армии Чуйкова, на его командный пункт со стороны германских войск 1 мая 1945 года вышли парламентеры во главе с генералом Кребсом, который сообщил о самоубийстве Гитлера и предложил начать переговоры о капитуляции.
Василий Иванович Чуйков похоронен на Мамаевом кургане в Сталинграде! Будете там – поклонитесь герою!