Диверсификация направлений поставок углеводородов на международные рынки и ускорение строительства инфраструктуры требуют новых правовых мер. Достигнуть компромисса между экономическими интересами и экологической безопасностью позволит сотрудничество всех заинтересованных сторон. К таким выводам пришли участники сессии «Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования в сфере транспортировки углеводородов по магистральным трубопроводам», которая прошла в рамках Петербургского международного юридического форума.
По мнению участников сессии, сейчас необходимо внести определенность в регулирование. «Эту определенность может дать только один стержневой системообразующий акт. Тем более что почти везде, во всех остальных сферах у нас эти акты есть. Этот федеральный закон нужен государству. Не в меньшей степени он нужен субъектам», — сказал главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук Андрей Габов
Обсудили спикеры и какие моменты нужно отразить в отраслевом законе. «В числе основных вопросов, которые целесообразно урегулировать в законопроекте Федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте", следует назвать установление системы объектов правоотношений в указанной сфере, а также правового статуса субъектов данных правоотношений, регулирования отношений собственности, закрепления основ государственного регулирования в указанной сфере, упорядочивания системы договорных отношений в сфере оказания услуг и другие вопросы», — считает ректор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев.
По его словам, стратегическим партнером для России сейчас становится Китай: «Прошла диверсификация потоков, потому что они уменьшились в Европу и, наверное, будут продолжать уменьшаться. Но на Восток идет очень тесное сотрудничество со странами Евразии».
В связи с этим популярными в последнее время становятся арбитражные институты в Гонконге и Китае. «Очень бурно и активно развиваются арбитражные центры на Ближнем Востоке — это Дубай и Абу-Даби. Но здесь каждый должен сделать для себя выбор в зависимости от баланса интересов, чего хочет достичь конкретная страна в конкретном споре. Действительно, мы видим, все больше и больше споров переносится на Восток», — отметила партнер Curtis Анна Козьменко.
В ходе дискуссий возник вопрос, как специальный закон о трубопроводном транспорте согласовать с действующим законодательством. «Антимонопольное законодательство уже никуда не денется, как мы будем соотносить его с этим специальным законом? Если произойдет дублирование, регулирование может ухудшиться. А если это будет взаимодополнение, то тогда, наверное, будет определенная синергия и эффект», — статс-секретарь — сказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский.
Вопросов к поправкам много. «В этом федеральном законе, кстати, следует решить все пересечения, которые возникают с иным законодательством. Прежде всего: лесное, земельное, водное и целый ряд других вопросов, которые возникают», — отметил главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук А. Габов. «Земельное законодательство, лесное законодательство, законодательство о недрах. Дальше разрешительная система оформления документации, потом регистрация. Это такой пласт. У меня тоже есть большие сомнения, что его можно упаковать в один кейс», — продолжил член правления ПАО «Газпром» Владимир Марков.
Договорится о том, каким будет новый закон, эксперты пока не могут, но сходятся на мнении, что необходимо работать над поправками. Отсутствие должного регулирования негативно отражается на работе сектора, в том числе на строительстве нефтепроводов. «Различные права, причем иногда сложные права на соответствующие земельные участки. Это надо урегулировать. Сегодня этого регулирования по факту нет. Чтобы решить вопрос, мы должны обращаться к десятку законодательных актов, каких-то правовых разъяснений, это ненормальная ситуация», — подчеркнул А. Габов.
Возникает ряд сложностей рассмотрения споров в иностранных юрисдикциях. «Элементарно оплатить арбитражные сборы представляется теперь довольно-таки сложной задачей», — сказала А. Козьменко.
Поэтому, по мнению участников сессии, стержневой федеральный закон необходим. «Конечно, мы этим законом решим проблему не только какой-то консолидации норм, но, самое главное, устраним проблему множественности актов. Мы сможем четко и ясно урегулировать права множества лиц, которых затрагивают строительство, проектирование и эксплуатация магистральных трубопроводов», — заключил А. Габов.