За последние 50 лет автопром пережил несколько ключевых моментов: появление японских технологий в 70-х, подъем корейских автопроизводителей, прорыв Tesla. Сейчас Китай становится революционером в отрасли, предлагая более доступные и технологичные автомобили. К 2030 году почти половина мировых продаж автомобилей придется на новые энергетические транспортные средства (в Китае это электромобили на батареях и гибридные автомобили с возможностью подзарядки от сети). Китайские бренды захватят треть международного рынка. Поставщики автомобилей, чья прибыль сейчас ниже, чем у производителей оригинального оборудования (OEM) по всему миру, смогут получить преимущество в условиях ценовой войны и растущего спроса на более совершенные электрические и программные функции в автомобилях будущего.
Рынок автомобилей США ждут серьезные изменения. Сегодня автопарк страны состоит в основном из старых автомобилей, спроектированных с использованием аппаратного подхода. По сути, они не могут функционировать как смартфоны, получающие обновления «по воздуху».
К 2032 году, как прогнозирует отчет AlixPartners, 24% продаж в США составят гораздо более технологически совершенные автомобили. Это, в свою очередь, позволит производителям получать дополнительный доход примерно $650 в год с каждого такого автомобиля.
По словам аналитиков, автопроизводителям, не желающим меняться, грозит «устаревание». Китайские компании, которые придают большое значение дизайну, технологиям и ценовому преимуществу, диктуют новые правила игры в мировой автоиндустрии.
Китайские автопроизводители достигнут 3% доли рынка в Северной Америке, в основном в Мексике, где к 2030 году каждый пятый автомобиль будет китайским. В большинстве других крупных регионов мира доля китайских автопроизводителей будет расти в геометрической прогрессии. Эти регионы включают Центральную и Южную Америку, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и Африку.
Внутри Китая доля рынка местных брендов вырастет с 59% до 72%. Такие традиционные автопроизводители, как General Motors, в последние годы значительно сдали позиции в КНР из-за стремительного роста отечественных BYD, Geely, NIO и Xpeng. В Европе, где китайские автопроизводители также демонстрируют быстрый рост, их доля рынка удвоится с 6% до 12% к 2030 году. Китайские бренды обладают 35-процентным преимуществом в цене, благодаря чему они могут снижать цены в Европе и других регионах, чтобы компенсировать таможенные пошлины. Это преимущество обусловлено двумя факторами: более низкими затратами на рабочую силу и высокой вертикальной интеграцией. Китайские автопроизводители сами контролируют многие этапы производства, начиная с сырья и поставщиков компонентов, заканчивая финальной сборкой и продажей другим автопроизводителям.
Китайские производители сократили вдвое время разработки электромобилей по сравнению с традиционными компаниями. Вместо 40 месяцев им требуется всего 20.
Этого удалось достичь за счет оптимизации проектирования и тестирования с упором на соответствие стандартам, а не на чрезмерную инженерию. Китайские электромобили на 2-3 года моложе моделей других брендов. В среднем они находятся на рынке всего 1,6 года. Быстрое увеличение мощностей по международным грузовым перевозкам помогает облегчить экспорт автомобилей из Китая. Китайские компании используют подход прямых продаж, обеспечивая клиентам единый и прозрачный опыт. Разнообразие каналов продаж и маркетинга способствует более активному взаимодействию с потребителями.
Отчет AlixPartners также содержит другие важные выводы. Так, стоимость аккумуляторных блоков, составляющая 35% от общей цены электромобиля, быстро снижается благодаря инновациям в химическом составе и падению цен на материалы. Хотя расходы на сырье снижаются, автомобили с ДВС по-прежнему обладают значительным преимуществом. Материалы для электромобилей на батареях остаются на 85% дороже, чем для автомобилей с ДВС.