Наших женщин часто упрекают в чрезмерном потреблении. Мол, они как старуха из сказки о рыбаке и рыбке – им всегда всего мало, сколько ни дай.
А я вот смотрю на окружающую действительность, и думаю – а где вообще сосредоточено все это чрезмерное потребление? Я его не вижу, я вижу другое. Я вижу страну женщин, которые привыкли жить в режиме экономии годами, десятилетиями, столетиями… И то, что с ними происходит – это последствия вот этой вечной экономии, недоедания, недостатка ресурсов.
Привычка обделять себя
А помните, одно время по интернету бродили фотографии полных советских теток в купальниках? Общественность тогда увлеченно обсуждала, как можно было в то время, когда еда была дефицитом, наесть такие телеса. Чем они там питались? Чем откармливали себя, как откармливают поросят в хозяйстве?
Ответ на этот вопрос пришел ко мне, когда я читала одно исследование, которое изучало лишний вес наших женщин и в различные годы, и в различных возрастных группах. И вот, что оказалось. Женщины, те, что в возрасте, с появлением большого количества еды в магазинах, стали толстеть не больше, а меньше! Толстеет от переедания сейчас в основном привыкшая баловать себя снеками молодежь и мужчины, привыкшие баловаться пивком и бургерами!
На лишний вес тех самых теток с фотографии влияло не столько переедание, сколько недоедание! Характер питания был другим. Жене и матери доставалась преимущественно высокоуглеводная дешевая пища. Дорогой белок потребляли мужчины, по старой традиции, когда лучший мясной кусок идет добытчику, и дети. А женщина питалась по остаточному принципу, тем, чего много и чего не жалко – кашами, картофелем, позже – хлебом. Тогда анекдот был еще известный, совсем не смешной в наше время: «Что же мне еще и за свиньей доедать»?
Сейчас лишний вес распространяется более равномерно по возрастным группам и по полу. А вот еще лет 40 назад полными были практически только женщины старшего возраста. Причем не те, у кого хорошее материальное положение и деньги в избытке, а те, у кого они в недостатке. А если прибавить к этому психологические сложности тех, кто видел голод или его последствия, то все встает на свои места.
Я много раз повторяла, и не устану повторять. В случае любых катаклизмов в первую очередь функцию экономии, самоограничения берет на себя женщина. Ее здоровье, питание, развитие и маленькие радости – первое, что пойдет «под нож» в случае любого кризиса. А в случае реальной серьезной угрозы женщина начинает кормить семью буквально собой.
Все утро с упоением изучала историю, которую случайно подкинула мне лента. Краткое содержание такое – женщину кинул муж. Записал жилье на маму, а потом попросту выгнал их с сыновьями. Но женщина не сдалась, взяла ипотеку, выкрутилась и приобрела себе 38 метров «евродвушки» с маленькой спаленкой и просторным коридором. Сама заняла спальню, а сыновей-подростков отправила в коридор, который занимает большую часть площади. И что же сказали на это комментаторы? О, как только не осуждали мать-ехидну. Где это видано, чтобы сама в спальне, а дети – в проходной? Все наоборот! Все лучшее – детям! Одном – спальню, другому – прихожку! А сама спи на диванчике на кухне. Или раскладушку поставь. Как посмела не обделить себя отдельной комнатой, в которой можно переодеться? Цирк, да и только.
Из каждого утюга нам кричат про это чрезмерное потребление. А на деле миллионы женщин как экономили на себе, так и экономят. А если пытаются распределить ресурсы хотя бы равномерно, а не «лучшее – другим», то получают порцию осуждения. Общественный контроль не дремлет!
Финансовая булимия
Подсмотрела на канале у Мадам Хельги интересный термин – финансовая булимия. Прекрасное определение, точнее и не скажешь. Это то, что происходит с женщинами, которые долгое время жили в режиме экономии, а потом вдруг получили доступ хоть к каким-то ресурсам.
Механизм аналогичен тому, который действует при нарушениях пищевого поведения. Сначала затяжные периоды «голодания». Потом идет очередь кратковременного «обжорства». Потом приходит чувство вины.
У нас какое-то время жил кот, который имел довольно сложное и голодное детство. Кормили его дозировано по одно простой причине – переедал. Но однажды во время ремонта, когда все в квартире было вверх дном, кот умудрился добраться до огромного пакета с кормом. Мы нашли его лежащим на полу, мордой в пакете. Он уже от переедания шевелиться не мог, еда просилась обратно. Но ел, ел и ел.
Боюсь, что женщины, выращенные в дефицитах, действительно на какой-то момент могут заболеть финансовой булимией. Тратить на лишнее, покупать ненужное, спускать на шикарное, удивляться близких чрезмерностью. Потом опять «голодать». Возможно, что-то похожее произошло с теми «новыми богатыми», которые вдруг попали из грязи в князи. Выглядит это некрасиво и вычурно. Но чтобы избежать таких эксцессов, надо с детства есть досыта. В метафорическом смысле тоже. А многие ли у нас могут этим похвастаться. Вот и случается с некоторыми заколдованный круг «жесткая экономия - краткий миг чрезмерного потребления-вина».
А у той старухи из сказки, у которой не было ни дома (только землянка), ни стиральной машины (треснуло корыто), ни возможности отдохнуть, ни возможности уйти от старого чудака, которого все это устраивает (не ему же в треснувшем корыте стирать) просто сорвало башню. Посмотрела бы я на комментаторов, если бы их поместить в эту сказку (в роли старухи, разумеется). Потому что при всей внешней аскетичности мужского быта, основные позиции, такие как еда, отдых, сон страдают у мужчин реже.
Комплексы и желание доказать, что ты не хуже
Есть еще одно следствие недокормленности, экономии, привычки экономить на себе. Это желание, чтобы твои дети были не хуже, и чтобы окружающие не думали, что ты беднота. И чем сильнее страдал человек, тем сильнее это желание.
Одна противная старушка, например, изводила всю семью, требуя устроить пышную традиционную свадьбу для молодых. Сами молодые, что примечательно, никакой свадьбы не хотели, они хотели расписаться и ухать на море. А бабка чуть не в слезы. Сбережения всей жизни достала из-под матраса. Чтобы все как у людей. С платьем, с фатой, с кольцами.
Потом выяснилось – у самой бабки свадьбы не было. Не было ни платья, ни фаты, ни колец – ничего. И так запомнилось ей это горькое унижение, что готова она была все отдать, лишь бы у внучки было!
А если присмотреться – оно во всем так. Больше всех тратятся на «развивашки», иногда чрезмерные, те, кого воспитывал двор и те, кто бегал с ключом на шее. Закатывают роскошные детские праздники те, кому ни разу на День рождения даже тортика не принесли. Многолетняя экономия дает о себе знать через годы… И это не про желание спустить деньги на ветер, это про желание закрыть дефицит.
Вот честно, не вижу я вокруг чрезмерного женского потребления, вернее, если и вижу, то очень, очень редко. Большая часть того, что я вижу – это экономия и ее последствия, иногда очень сильно отсроченные. А вы что скажете?