Уже до самого отпетого либерала дошло, что вся мировая система приняла динамику и стремительно меняется по новому стандарту — кто сильнее, тот прав.
ВТО не работает, с правами человека и правами капитала эталон демократии западных стран больше не считаются. Мир уже изменился, идет война за будущее России, но в правительстве до сих пор есть лелеющие какие-то непонятные надежды на прежний мироуклад, который, к слову, Россию только ограничивал, причем даже в наших исторических территориях.
И тут США решили преподнести России просто потрясающий подарок, за который, по логике, мы должны впиться всеми зубами, ногтями, и правдами и неправдами оправдывать решение США, ибо выгода для России будет на порядок выше, чем для тех же США. Но, как всегда…
Посмотрите на экономическую карту Арктики и арктическую зону России:
Согласно действующим нормам международного права, значительная часть Арктики не входит в экономическую зону арктических государств и относится к международным водам.
Такое положение вещей объясняется морской конвенцией ООН 1982 года, а именно — понятием исключительной экономической 200-мильной зоны (370 км) от берега государства. Именно в этой зоне страны распоряжаются всеми доступными видами ресурсов: рыба, углеводороды и прочие физические и биологические объекты, которые будут полезны для государства.
Всё, что находится за пределами 370 км, больше не принадлежит государству. Эта конвенция воплощала идею свободы для людей, торговых судов и товаров на основе равных условий в отношении торговых и навигационных сборов, а также условий судоходства.
Дискуссии между теми, кто поддерживает эту конвенцию, и теми, кто её критикует, сегодня разгорелись с новой силой. Одни считают, что России не стоит придерживаться этой конвенции, дабы усилить своё влияние в арктическом регионе, который вызывает всё больший интерес на международной арене. Другие же уверены, что Россия должна соблюдать и дальше эту конвенцию как часть международного права.
Россия присоединилась к этой конвенции 12 марта 1997 года, и вот интересно, почему мы на это пошли, когда США так и не ратифицировали это соглашение, как не отвечающее интересам Америки.
Я нашел интересную заметку от 18 декабря 1996 года, где необходимость участия в ней России обусловлена следующими соображениями:
Конвенция устанавливает правовой режим всех морских пространств, регулирует судоходство, рыболовство, разработку ресурсов морского дна, научные исследования, охрану окружающей среды и устанавливает пределы территориальных вод, прилежащих зон, экономических зон и континентального шельфа.
Конвенция закрепляет право мирного прохода через территориальные воды всех судов, включая военные. Включение в нее нового положения — права транзита через проливы — дает возможность российским подлодкам и самолетам проходить через них в надводном и подводном состоянии, а самолетам — пролетать без специального запроса.
В соответствии с конвенцией России выделен участок морского дна в Тихом океане с месторождениями кобальта, никеля, меди и марганца, стоимость которых исчисляется миллиардами долларов.
Россия также участвует в работе Международной организации по морскому дну, что дает ей право на добычу ресурсов морского дна.
Участие страны в конвенции освобождает моряков от тюремного заключения за загрязнение окружающей среды и нарушение правил рыболовства в иностранных экономических зонах и водах континентального шельфа.
Из интересного — это участок, который выделен России на морском дне в Тихом океане с месторождениями редкоземельных элементов. Это зона разлома Кларион — Клиппертон, где, по всё еще неподтвержденным данным, находится большое количество железомарганцевых концентратов. Протяженность разлома составляет около 4700 км при ширине около 1100 км. На сегодняшний день карта провинции выглядит следующим образом.
России как члену Конвенции ООН по морскому праву принадлежат два участка общей площадью 75 тыс. кв. км.
На морском дне на глубине около 4500 метров лежат полиметаллические конкреции сферической формы, около 5–15 см в диаметре, и содержат высокие концентрации никеля, меди и кобальта, а концентрация следующих элементов: Ag, Ir, В, Cd, Yb, W, Bi, Y, Hg значительно выше, чем в земной коре.
Общая стоимость российских запасов оценивается от 500 млрд до 1 трлн долларов.
Вопрос, а почему США решили отказаться от столь лакомого пирога?
Всё потому, что это большая фикция. Данный регион активно исследовался Великобританией, СССР, США, ФРГ и Японией. И к 1987 году в рудной провинции Кларион-Клиппертон было обнаружено уникальное месторождение железомарганцевых конкреций.
Заявку на этот регион подали все промышленно развитые страны, которые участвовали в исследовании морского дна, в Международный орган по морскому дну (МОМД). И 16 мая 1988 года МОМД удовлетворил поданную заявку и зарегистрировал НПО «Южморгеология» в качестве Pioneer Investor (первоначального вкладчика) с выдачей соответствующего сертификата, закрепляющего право на разведку и разработку минеральных ресурсов, локализованных в пределах участка дна Тихого океана площадью 75 000 кв. км.
Заявка США до сих пор не удовлетворена, так как США не является участником ни Конвенции, ни Соглашения ООН по морскому праву. Но за ними остаются зарезервированные зоны, которые формально никому не принадлежат.
Как думаете, США и дальше будут подчиняться международным правилам, под которыми не стоит их подпись? Тем более они вложили средства и ресурсы в исследование этого участка дна и не получили ничего?
19 декабря 2023 года Госдепартамент США объявил о значительном расширении своих границ континентального шельфа в одностороннем порядке, без предварительных согласований. Расширение затронуло Атлантический, Тихий океаны, Мексиканский залив, а также Берингово море и Арктику.
Прибавив территориями почти в миллион квадратных километров, американцы обосновали это тем, что вели исследования с 2003 года, и по ним все эти территории являются продолжением их континентального шельфа.
А в соответствии с положением Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, всё это теперь принадлежит США.
Да, континентальный шельф — это подводная часть территории страны. Согласно Конвенции ООН, континентальным шельфом считается морское дно и его недра, находящиеся за пределами территориальных вод государства. При этом граница шельфа проходит либо на глубине 200 метров, либо дальше, если глубина вод позволяет добывать полезные ископаемые.
Прибрежные государства могут претендовать на разработку полезных ископаемых недр шельфа, но только при условии, если докажут, что он является геологическим продолжением её сухопутной территории.
Подписывая Конвенцию по морскому праву, экономическая зона России начала выглядеть соответствующим образом:
И теперь нужно было доказывать в ООН, что территории континентального шельфа, которые ранее по факту границ СССР принадлежали России, являются частью российской экономической зоны.
20 декабря 2001 года Россия официально подала заявку в ООН по границам континентального шельфа, основываясь на Конвенции ООН по морскому праву. Претензии касались большей части Арктики в российском секторе, включая территорию вплоть до Северного полюса.ключая территорию вплоть до Северного полюса.
Один из аргументов заключался в том, что восточная часть хребта Ломоносова и хребет Менделеева, которые являются подводными горными хребтами, простирающимися через Полярный бассейн, представляют собой продолжение Евразийского континента.
В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства, чтобы обосновать свои требования.
И спустя 18 лет тщательных научных исследований, с приглашением всех прочих органов ООН и даже других стран-претендентов, в ООН признали геологическую принадлежность части территорий Арктики площадью 1,2 миллиона кв. км к продолжению континентального шельфа России.
А теперь обратите внимание на границу США и России. Это вот так идеально четко континентальный шельф России совпал с линией разграничений между СССР и США, подписанной в 1990 году?
Согласно конвенции, шельф Чукотского моря, раз был признан в ООН, должен был зайти за эту границу в территориальные воды Аляски. А так получается, что почти 20 лет Россия доказывала всему миру, что её внутренний шельф, причем в существующих границах, принадлежит России и она имеет право там осуществлять экономическую деятельность.
Это всё равно что доказывать, что внутренние органы человека принадлежат именно ему.
США не стали доказывать свою правоту ни в ООН, ни даже перед странами, чьи интересы напрямую пострадали от одностороннего присвоения их территорий. Да это вообще считалось невозможным, поскольку страны, не присоединившиеся к Конвенции по морскому праву, не имеют права претендовать на континентальный шельф и тем более расширять его.
Но остановило ли это США? Они попросту взяли и в прямом смысле подтерли зад этим документом, сославшись на него, что их действия соответствуют международному праву.
Ссылаться на свою правоту в документе, который не был подписан, — это и есть максимально открытое высмеивание этого договора.
Исследования США по континентальному шельфу в ООН не признаны никем, их там даже не видели. Но прошло уже полгода, и никто в ООН открыто не выразил своего возмущения.
А самое интересное проявляется при более внимательном рассмотрении.
Тут США показывают, что территория, находящаяся дальше 200-мильной зоны, теперь принадлежит им. Этот регион ограничен Канадой на востоке и Российской Федерацией на западе. В одностороннем порядке они забрали большую часть континентального шельфа, на который претендует Канада.
Некоторые аналитики утверждают, что американцы отобрали у России шельф. Однако в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств, заключенным в 1990 году, шельф Чукотского моря был разделён между Россией и США.
Присвоение территории ограничиваются Канадой на севере и Багамскими островами на юге. И опять всё та же 200-мильная зона и четкая граница Канады и США.
Присвоенный шельф ограничен материковой частью Аляски на северо-востоке, Алеутскими островами (США) на юге и материковой частью России на северо-западе. Снова видим четкую границу с Россией.
Тут регион Восточного побережья Мексиканского залива континентального шельфа США расположен у побережья американских штатов Алабама, Флорида, Луизиана и Миссисипи в восточной части Мексиканского залива, небольшого океанского бассейна, окруженного Соединенными Штатами, Мексикой и Кубой.
Тут интереснее, регион Марианских островов, теперь уже континентального шельфа США, расположен в западной части Тихого океана и включает территории США Гуам и Содружество Северных Марианских островов. Этот регион ограничен Японией на севере, и, как видим, границы 200-мильной зоны взаимопересекаются.
Тут американцы просто присвоили тихоокеанский регион континентального шельфа у западного побережья континентальной части США.
В других районах, включая Кубу, Мексику, американцы тоже установили границы расширенного континентального шельфа по ранее официальным границам с этими государствами.
При этом США признают, что «расширенный континентальный шельф США частично пересекается с зонами континентального шельфа Канады, Багамских островов и Японии». Но при этом США никак не согласовывали с этими странами спорный континентальный шельф, ибо зачем.
США конвенцию не подписывали, а Канада с Японией пусть теперь попробуют доказать в ООН, что это их территория, а не американская.
Получается, США пользуются как всеми преимуществами отсутствия с их стороны договоренностей по конвенции морского права, так и всеми преимуществами этой конвенции, ссылаясь на то, что другие страны её подписали и обязаны исполнять.
Вопрос: почему тогда Россия должна ограничивать себя этим договором? США только что сделали присвоение наших арктических шельфов полностью легитимным в одностороннем порядке, и более не нужно никаких доказательств и десятилетий научных исследований. Всё, что находится в арктических границах России, принадлежит России, и точка. Несогласных отсылаем к действиям США. Они же фактически сделали то же самое.
Думаю, что через пару лет США заявят свое легитимное право на часть резервных территорий в Кларион-Клиппертон на основании ранее проведенных ими исследований. И что, кто-то им возразит и не позволит забрать эти территории себе?
Что показал опыт присвоения новых территорий континентального шельфа, которые по международному праву США не могут себе присваивать?
Потому конвенции ООН уже превратились в фикции, которыми США прилюдно подтираются.
Казалось бы, ну уже всё, какие еще нужны доказательства того, что нынешние конвенции больше не работают?
Но директор правового департамента МИД России Максим Мусихин считает невозможным прекращение действия Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в Арктике.
То есть значимость одного из самых стратегически важнейших регионов России ставится ниже, чем какая-то там конвенция, которую не только США не признают, но, основываясь на ней, Канада с Японией ничего сделать не могут и просто проглотили факт присвоения их территорий США.
По оценкам учёных, в Арктике сосредоточено около 22% неразведанных запасов нефти и природного газа. Кроме того, там есть месторождения урана, золота, алмазов и редких металлов, стоимость которых составляет более триллиона долларов.
Доля Арктики в мировых запасах металлов впечатляет:
По крупнейшим месторождениям металлов Россия значительно опережает ближайших конкурентов — Канаду и США. В России 42 таких месторождения, в Канаде — 22, в США — 19. В Швеции 9 крупных месторождений, в Норвегии и Гренландии — по 6, в Финляндии — 3.
Также воды Северного Ледовитого океана открывают новые перспективы для развития транспорта и логистики. Использование арктических морских путей может значительно сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами коммерческих перевозок — иногда на дни, а иногда и на недели.
В Госдуме уже заявили, что страны мира имеют право не признавать новые границы США. Только почему-то эти заявления исходят исключительно от России, а не от Канады или Японии, чьи территориальные интересы были проигнорированы США.
На деле новые границы США никем не оспариваются, включая Россию. Никто не подал на них официальную заявку в ООН, да и никто на международном уровне не стал возмущаться.
И почему подобным подарком судьбы не желают пользоваться наши политики, которые смогли бы на этом основании причислить к России вообще всё, что находится в арктическом секторе России, либо, наоборот, в ООН выразить протест США и доказать факт вопиющего нарушения и показать всю абсурдность ситуации?
Но не делается ни того, ни другого. Получается, что США вообще можно всё, а остальным странам, включая Россию, можно защищать свои интересы и интересы международного права только с одобрения США?
Прошло уже достаточно времени, но реакции ООН на факт незаконного присвоения новых территорий в адрес США — ноль.
Какой вывод из этого? По факту всем уже плевать на международное право, используют его только по инерции, сила которой стремительно ослабевает, следовательно, самое «интересное» — впереди.
Россия активно развивает свою инфраструктуру в Арктике. Строит военные базы, морские порты, прокладывает Северный морской путь и создаёт атомные ледоколы и плавучие атомные теплоэлектростанции. Всё это говорит о том, что Россия готовится к новой реальности, которая, вероятно, будет заключаться в следующем: тот, кто контролирует Арктику, имеет право вести экономическую деятельность в её границах. В этом случае концепция ООН по морскому праву может оказаться ненужной.
Возможно, именно поэтому мы официально выражаем своё мнение и возмущаемся только внутри страны, не вынося вопрос на международную арену.