Вот и дошла очередь в череде важных дел президента России до Военно-морского флота, о котором, кажется, все забыли за два с лишним года СВО.
Смена командующих и главкомов, похоже, не очень помогла в развитии оперативных возможностей ВМФ (о стратегической составляющей речь не идёт).
Реальные боевые действия в Чёрном море оказались не такими, какими представлялись на занятиях в академических аудиториях.
Реальные боевые действия в Чёрном море оказались не такими, какими представлялись на занятиях в академических аудиториях.
Хотя, надо отдать должное, оперативная обстановка на Черноморском флоте имеет лишь ситуационный характер, а перспективное развитие кораблестроения, обновление корабельного состава и соответствующей ему морской тактики – задачи, рассчитанные на десятилетия.
О долгосрочных, системных задачах, которые стоят перед ВМФ и судостроительной промышленностью, шла речь на вчерашнем (26 июня) совещании президента Владимира Путина с командованием ВМФ и руководством кораблестроительного комплекса.
С докладом на совещании выступил главком ВМФ Александр Моисеев. Обычно раньше такая привилегия была у Сергея Шойгу, а главкома президент выслушивал только на Военно-морских парадах в Санкт-Петербурге. И если на этот раз доклад президенту сделал главком ВМФ, то, во-первых, Владимир Путин захотел получить информацию, что называется, от непосредственно заинтересованного военачальника, а во-вторых, дела в Военно-морском флоте и кораблестроительном комплексе требуют систематизации на самом высоком уровне.
В принципе, проблемы, которые могли обсуждаться на закрытом совещании, лежат на поверхности. Прежде всего, они связаны с улучшением проектирования новых кораблей с учётом возможностей научной и материально-технической базы и привлечением к этой работе новых научных и инженерно-технических кадров. Ну, и, конечно, длительные сроки постройки и доведения построенных кораблей до ума – тоже не могут устраивать Верховного главнокомандующего.
Неудачи прошлых лет с созданием воздухонезависимых главных энергетических установок неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада», трудности с импортозамещением в создании газотурбинных агрегатов для фрегатов проекта 11356Р «Буревестник» и другие проблемы также требуют системного подхода в их решении.
Не решён вопрос строительства флота, сбалансированного по силам и средствам. В 2022 году корабелы передали Минобороны (заметьте – не ВМФ!) 24 новых корабля и судна, в 2023-м – 33, в 2024-м планируется передать более 40 новых кораблей и судов. При этом в ходе проведенных за эти годы военно-морских учений были задействованы отдельные корабельные группы и ни разу не отрабатывались задачи комплексного применения сил и средств Военно-морского флота.
Верховным Главнокомандующим поставлена задача министерству обороны начать разработку долгосрочной Концепции развития Военно-морского флота. В этой работе, как сказал президент, надо основываться на понимании, интегрированных решениях по боевому применению ВМФ России.
Президент России – Верховный Главнокомандующий поставил перед главкоматом ВМФ, министерством обороны и кораблестроительным комплексом множество других задачи. В их числе: комплексно развивать Военно-морской флот, качественно повышать боевой потенциал, защитить флот от возможных атак на дальних подступах к военно-морским базам и районам действия кораблей, развивать разведывательную морскую авиацию, наращивать силы и средства ведения радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, дооснастить корабли дополнительными огневыми средствами. Список задач этим перечнем не ограничивается.
Президент обратил внимание на критически чувствительные проблемы кораблестроительного комплекса, о которых уже не раз говорили в своем кругу руководители предприятий. Речь идёт о реализации инвестиционных программ, экономической эффективности, рентабельности и уровне заработной платы рабочих оборонных предприятий.
Если искусственно сдерживать рентабельность на уровне 2,8%, как это было все предыдущие годы, предприятия, конечно, справятся с гособоронзаказом, но это прямой путь к банкротству и деградации, но не к развитию производства.
Рентабельность, как говорят директоры, должна быть на уровне пяти, а лучше – десяти процентов, тогда на предприятиях будут оставаться деньги и на собственное развитие, и на повышение зарплаты рабочим. Именно такого подхода в определении расценок на работы и услуги производственники ждут от министра обороны Андрея Белоусова, хорошо известного как экономиста и учёного.
Многие производители комплектующих – паротурбинных установок, электротехнических изделий и радиоэлектронного оборудования, дизельных двигателей и агрегатов – загружены «на полную», – отметил глава государства. Им поставлена задача форсированно модернизировать предприятия, увеличивать объёмы производства оборудования и комплектующих.
Вчерашнее совещание у президента имеет судьбоносный характер для Военно-морского флота России. Принятые решения лягут в основу формирования государственного заказа, горизонт планирования которого Владимир Путин обозначил «не менее чем до середины века». Это позволит не только просчитать и обеспечить серийный выпуск текущих типов кораблей, но и гарантировать переход на следующее поколение военно-морской техники, более высокого технико-тактического уровня.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Владимир Гундаров