27 июня 1945 года воинское звание Генералиссимус Советского Союза было присвоено Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами СССР И.В. Сталину
В русском языке слово «генералиссимус» появилось в эпоху правления царя Алексея Михайловича. Его использовали иноземные начальники, когда обращались к Большому воеводе. Первым русским генералиссимусом стал соратник царя Петра Первого боярин Алексей Шеин, командовавший всеми войсками во втором Азовском походе.
Звание генералиссимуса также носил ближайший сподвижник царя — светлейший князь Александр Меншиков, с именем которого связаны многие победы в русско-шведской Северной войне. Получил он его уже после смерти Петра от его внука императора Петра II.
Наряду с крупнейшими российскими полководцами звание генералиссимуса присваивалось также членам царской семьи. Анна Леопольдовна – регентша при малолетнем императоре Иоанне VI — в ноябре 1740 года присвоила этот чин своему супругу, принцу Антону-Ульриху Брауншвейгскому, который, правда, не имел никаких военных заслуг.
В октябре 1799 года генералиссимусом российских сухопутных и морских сил стал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов после легендарного Швейцарского похода 1799 года.
В СССР, воинское звание "Генералиссимус Советского Союза" было введено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945 года на основании рассмотрения коллективного ходатайства рабочих, инженерно-технических работников и служащих московского завода «Рессора» от 6 февраля 1943 года и записки командующих войсками фронтов, Генерального штаба Красной Армии, Военно-Морского Флота от 24 июня 1945 года.
На следующий день, Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 27 июня 1945 года воинское звание Генералиссимус Советского Союза было присвоено Верховному Главнокомандующему войсками СССР Иосифу Виссарионовичу Сталину «за выдающиеся заслуги перед Советской Родиной в деле руководства всеми вооруженными силами государства во время Великой Отечественной войны».
В этот же день Сталину было присвоено звание Герой Советского Союза и он был награждён вторым орденом Победы.
*******************************
По воспоминаниям современников, вопрос о присвоении воинского звания генералиссимуса обсуждался несколько раз, однако И. В. Сталин неизменно отклонял данное предложение. Но до окончания Великой Отечественной войны Верховный главнокомандующий и слышать ни о чем подобном не хотел.
Он и маршалом-то стал на полгода позже Жукова, 11-м по счету в СССР, а никак не первым. Более того, подобные поползновения вообще вызывали у вождя самые негативные эмоции, порой доводившие его чуть ли не до белого каления. И лишь обращение маршала К.К. Рокоссовского который, воспользовавшись моментом, осмелился «подпустить шпильку»:
«Мол, что ж это такое, товарищ верховный? Вы маршал, так и я маршал! В случае чего вы, по правде говоря, по уставу и наказать-то меня не сможете…»
Конечно, позволить себе подобное мог только и исключительно Константин Константинович. Кому другому, пожалуй, Иосиф Виссарионович живенько разъяснил бы, что он может, а что нет. А тут попросту махнул рукой – делайте что хотите. В конце концов, на дворе стоял 1945 год, выиграна была величайшая в истории человечества война, спасена страна. Имел полное право! Маршалов Победы мы помним и чтим всегда, не будем же забывать и о ее генералиссимусе.
Сталин стал единственным в СССР генералиссимусом. А в 1993 году это воинское звание, вместе с другими некоторыми воинскими званиями СССР, в перечень воинских званий Вооруженных Сил Российской Федерации не вошло.