Цветы к стенам Покровского храма в Дербенте, где 23 июня, в праздник Святой Троицы, был жестоко убит террористами настоятель прихода протоиерей Николай Котельников, несут жители и гости этого дагестанского города. Какие черты принявшего страдальческую кончину пастыря особо врезались в память тех, кто его знал?
«У нас большое горе... У всех один вопрос: почему они напали именно на него. Никто на него не может ответить, я тоже не знаю, почему так все произошло. Он не говорил, чтобы ему кто-то угрожал», – рассказала Антонина Котельникова, дочь убиенного священника.
В то же время, по не подтвержденным на данный момент официально данным, из переписки преступников следует, что православный священник был приоритетной мишенью – фотография отца Николая была закреплена в закрытом чате, где они общались.
«Глубоко скорблю в связи с гибелью в результате варварской террористической атаки клирика Махачкалинской епархии – протоиерея Николая Котельникова, принявшего смерть за имя Христово. Человеколюбивый и Милостивый Господь да примет в небесных селениях душу Своего преданного служителя и иных новопреставленных невинно убиенных, а всем скорбящим подаст утешение, крепость сил и мужество перед лицом испытания… Милосердный Господь да упокоит души новопреставленных рабов Своих в селениях небесных, раненым – дарует исцеление, а тем, кто потерял своих родных и близких, – ниспошлет утешение в постигшей скорби», – говорится в соболезновании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Убиенный протоиерей Николай Котельников, который больше 40 лет служил у престола Господня, вспоминается прихожанами и всеми, кто его знал, как молитвенный и добрый священник, заботившийся о людях. Батюшка никому не отказывал в помощи, имел репутацию отзывчивого человека.
Воинский священник протоиерей Петр Гриценко делится воспоминаниями о нем: «Отец Николай Котельников, мой родственник, был большой молитвенник. Всегда переживал и молился за всех. Крестный моему родному брату Владимиру. Он всегда со Христом. К сожалению, мы встречались последний раз с ним лично в 2021 году у меня на приходе в селе Высоцком, это был пятый фестиваль БРЭМ. Когда у меня в этом году были сложности с фестивалем, после девятнадцатилетнего настоятельского служения, я надолго запомнил его соборную молитву в храме города Дербента. Когда наша семья, всем составом, поехала к нему в гости и буквально вымаливала меня из беды. Он после молитвы позвонил мне и сказал: мы так молились за тебя, как никогда раньше, все будет у тебя хорошо с твоим владыкой и дальнейшим твоим служением, иди за Христом и не оглядывайся. Вот действительно решилось, я перевелся в Горловскую епархию и стал служить Христу на фронте, но уже для нашего русскому солдата, где с первых дней служения на фронте меня сразу поставили организовывать и отвечать за всех священников-добровольцев. Так и служим до сего дня. Царство Небесное!»
Отец Николай родился в Сунженском районе Чечни в 1958 году, отслужил в армии. Четыре с половиной десятилетия его жизнь была связана с Дагестаном. Долгое время являлся единственным православным священником в Дербенте. Кстати, храм Покрова Пресвятой Богородицы, где он служил, является одним из старейших в регионе. Церковь была освящена в 1900 году, в 1939 году ее закрыли, но в 1943 году вернули верующим.
В течение многих лет отец Николай Котельников служил на одном приходе, занимался там просветительской деятельностью, преподавал в местной воскресной школе, окормлял социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, участвовал в межрелигиозных мероприятиях.
Несколько лет назад батюшка поделился, что, едва приехав на приход в Дербент, еще в советское время, он первым делом пошёл налаживать контакты в мечеть. Межрелигиозный мир был для него очень важен.
Вот еще одно жизненное наблюдение: «К отцу Николаю, батюшке в Дербентской церкви, автор этого канала заглядывал три года назад, в самом конце лета 2021 года. Он прослужил там всю жизнь, приехав в Дагестан совсем молодым. И очень по-доброму рассказывал о республике и о городе, где все жили и живут дружно, какой бы вере ни следовали. Отец Николай был уже тогда нездоров, но, вопреки недугам, исправно выполнял свою миссию, пользовался всеобщей любовью».
Александр Егорцев, корреспондент телеканала «Спас», который не один год был знаком с убиенным пастырем, также отмечает особое дружелюбие отца Николая: «Как-то, я помню, в 2021-м году мы приехали к нему в гости в Дербент, и он сел к нам в машину и говорит: «Давайте я проведу вам экскурсию по любимому Дербенту", – и повез нас по старинным улочкам, по старому городу, и привез в знаменитую дербентскую синагогу. Было так удивительно: православный священник, в подряснике, с крестом, с бородой, заходит в синагогу. Его увидел раввин, иудей – улыбаются, жмут руки. "Отец Николай, как здоровье? Заходите, чай попьем!" Оказывается, они дружат. Уже десятилетиями дружат православный священник и раввин дербентской синагоги. Дальше он ведет нас в старейшую в Дагестане и вообще в России Джума-мечеть Дербента – и повторяется та же картина. На площади перед Джума-мечетью к нему подходят мусульманки, здороваются, улыбаются, спрашивают о здоровье. Представляете, его весь Дербент знает. Мусульмане, иудеи – все его уважают, этого православного старца, священника, пожимают ему руки. Подходит муфтий Джума-мечети, или ахунд, обнимается со священником, зовет за стол: "Пошли пить чай". И они, как старые друзья, вспоминают прошлые десятилетия».
Кстати, настоятель Покровского храма стал своего рода символом межрелигиозного мира в Дагестане: он был прототипом одной из фигур на памятнике братству трех религий в Дербенте: с отца Николая скульптор создавал образ православного священника, который сидит за одним столом с муллой и раввином. Этот памятник после убийства пастыря тоже стал своего рода мемориалом – к нему люди несут цветы в память о пастыре. Как рассказал автор памятника, скульптор Акиф Абасов, он был лично знаком с отцом Николаем, видел его во время служб. «Он был хорошим человек, наставлял на правильный путь. Идея создания памятника мне сразу понравилась, поэтому я сразу взялся за него тогда», – подчеркнул скульптор.
Вдова убитого террористами настоятеля стала свидетельницей убийства ее супруга. «Это терроризм, это не люди, они не имеют отношения к религии. Мы 46 лет здесь живем, мы всех тут знаем… Все его здесь уважали», – сказала Валентина Котельникова.
Как отметил религиовед Роман Силантьев, хорошо знавший протоиерея Николая Котельникова, убитый в Дербенте клирик стал седьмым священником, погибшим в России от рук ваххабитов. По данным Романа Силантьева, за последние несколько лет в Дагестане было атаковано уже четыре православных храма.
«40 лет службы у Престола Господня. Мученическая гибель в День Рождения Церкви - Праздник Троицы. Упокой, Господи, – пишет генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников – Царствие Небесное всем новым мученикам. На их крови умножит и укрепит Бог Свою Церковь, в которую бьют, ненавидя, бесы – и бьют-то неспроста сегодня, в день Её рождения. Но врата ада не одолеют Церкви». Он также напомнил, что зять убиенного священнослужителя, отец Сергий Абасов, пережил когда-то такое же нападение на храм в Грозном, где он служил.
На момент страдальческой смерти протоиерею Николаю было 66 лет. В последние годы он тяжело болел, с трудом ходил. Болезнь разгорелась после перенесенного ковида. Регулярно служить он уже не мог. На сайте прихода собирали средства на операцию любимому пастырю.
У убиенного батюшки остались жена, трое дочерей и шесть внуков.
Предполагается, что по просьбе прихожан отец Николай будет погребен в Дербенте, возле храма, служению в котором он отдал столько лет.
Наталья БУБЕНЦОВА