Снял картину Олег АСАДУЛИН. Он настоял, чтобы после столиц фильм обязательно привезли в Челябинск.
«Терминатор» едет в Челябинск?
Эльдар Гиззатуллин, АиФ-Челябинск: Действие большинства российских фильмов происходит в Москве. А у вас, как уроженца Челябинска, не было желания снять фильм в декорациях родного города?
Олег Асадулин: Откровенно говоря, я задумывался над тем, чтобы снять когда-нибудь фильм в Челябинске. Знаю, что кинокомпания «Среда», которой руководит Александр Цекало, намерена здесь снять римейк британского сериала «Отбросы». Всё действие будет происходить в Челябинске. В оригинале ребята-хулиганы получают некие сверхспособности. У нас будет то же самое, а сверхспособности объясняются падением метеорита.
В моих же планах пока ничего конкретного, связанного с родным городом нет, хотя один мой знакомый, живущий в Лондоне, предложил снять в Челябинске римейк «Терминатора». Это было подано как шутка, но кто знает, может, и получится. Также интересует судьба поэта Бориса Рыжего, который хоть и жил в Екатеринбурге, но родился в Челябинске.
- В «Зелёной карете» в центре тоже судьба творческой личности - режиссёра. Верно ли, что в основе реальные события?
- Артём Виткин, сценарист и сопродюсер, рассказывал, что сюжет во многом основан на истории одного его старого приятеля. Меня, конечно, заинтересовало, что фильм о режиссёре. Творцы всегда рассуждали о природе творчества, об искусстве, о том, как оно уживается с реальностью. Рано или поздно искусство всегда вступает в конфликт с искусством. Об этом снято много фильмов - «Весь этот джаз», «Восемь с половиной», «Бёрдмен». Не первый раз об этом рассуждают в кино.
Но для меня жанр драмы был новым. Я всегда хотел поработать в этом направлении - довести людей до слёз.
- Рассказывали, что часть кадров вы сняли на «Кинотавре», том самом фестивале, который позднее ваш фильм закрывал. Известные актёры, режиссёры, продюсеры действительно не знали, что их снимают в кино?
- Да, верно, не знали. Придумали некую фиктивную премию - люди аплодировали, улыбались. А потом актёр Андрей Мерзликин, который сыграл у нас главную роль, объявил: «Вы только что стали массовкой для новой картины, всем спасибо!» Никто не обиделся, конечно, все отнеслись с пониманием. Люди кино привыкли, что попадают в камеру.
Ужасы в салоне
- Вместе с вами в Челябинск приехал Евгений Рудин, более известный как DJ Грув. Как возникла идея пригласить диджея, чтобы написать музыку для фильма?
- Ну, вообще-то у Евгения консерваторское образование, он давно пишет музыку. Вместе с ним мы работали над фильмом «Фобос». Кроме того, он написал музыку для картины «Даун хаус», других фильмов. Когда мы обсуждали, какая музыка нужна для «Зелёной кареты», я ему сказал: «Представь, будто Микаэл Таривердиев стал лидером группы Prodigy. Нужен электронный саундтрек - никаких оркестров».
- Под понятие «кассовая картина» обычно подходят такие жанры, как фантастика, ужасы, комедия. А вот российская драма на большом экране редкость. Может ли ваш фильм задать новую тенденцию - чтобы люди смотрели серьёзное кино?
- Очень на это надеюсь. Всё ведь бывает когда-то в первый раз. После развала СССР многие фильмы у нас стали проходить под такими определениями: «первый российский фильм ужасов», «первое российское фэнтэзи». Возможно, нам удастся запустить новый тренд - жанровые мелодрамы, которые нравились бы многим. Я не хотел делать элитарное кино. Цель - понятным языком поговорить со зрителем о серьёзных вещах.
- Тем не менее следующий ваш фильм будет в более популярном и знакомом жанре - ужасы. Почему?
- Меня привлекает всё новое. Ужасы я уже снимал, но в этот раз заинтересовали сценарий и необычная манера съёмки. Фильм называется «Маршрут построен». Действие практически всего фильма происходит в салоне автомобиля. Конечно, иногда герои выходят поесть, попить, заправить машину, но 98% всего времени - в салоне. Снимать в таком ограниченном пространстве, да так, чтобы не потерять внимание зрителей, очень сложно, но это и заинтересовало. Я всё лето ждал, чтобы взяться за этот проект, отказался от всего. Но оно того стоило. В течение месяца пришлось переписывать сценарий. В Барселоне я показал его продюсерам Гильермо Дель Торо - им очень понравилось, сказали, что, вероятно, они сделают римейк. У меня сразу все огни загорелись!
Фильм уже снят, сейчас к нему пишется музыка - автором, кстати, снова выступает Евгений Рудин.
Искусство решать проблемы
- Вы снимали и телесериалы. Сейчас нередко сериалы становятся полным метром и наоборот. А есть ли гарантия, что хороший сериал станет хорошим полнометражным фильмом?
- Гарантий нет никаких. Может быть отличный сценарий, но на стадии реализации всё будет угроблено. Хорошие картины получаются из сплава трудолюбия и везения. Мой профессор в Берлинской киношколе говорил: «Нет рецепта, как снять хороший фильм. Но есть рецепт, как снять фильм плохой: стараться всем угодить. Вот тогда на выходе вы точно получите плохой фильм!»
Меня вдохновляет хороший сценарий. Даже если надо его переделать, это нормально. Главное - он должен заводить.
- В «Зелёной карете» раскрываются некоторые эпизоды кухни кино. Не боитесь раскрыть магию кинематографа?
- Да нет особой магии. Кино по большому счёту - это искусство решать проблемы. А проблемы в ходе съёмок будут всегда. Режиссёр весь в работе. Группа, например, постоянно над чем-то ржёт, они это дело любят, а тебе совершенно не до смеха - слишком много задач надо решать.
- В детстве вы видели себя режиссёром?
- Скорее, просто интересовался кино. Я вёл тетрадь, куда записывал названия всех виденных фильмов и ставил им оценки. Но больше мне нравилось рисовать. Тогда в журнале «Наука и жизнь» начали печатать французские комиксы: «Пиф», «Пласид и Мюзо», «Назар». Мне они безумно нравились, я их собирал, потом начал рисовать свои комиксы. Впрочем, эти последовательные картинки с диалогами ведь тоже в чём-то кино, верно? Потом на каникулах у бабушки в деревне мы с друзьями создавали государства, компании в миниатюре - всё это находилось на картофельном поле. Я делал фильмы из ленточек бумаги, накручивал их на такие стенды из проволоки и крутил перед приятелями. Так как у нас были игрушечные деньги, мне платили за сеансы - это были мои первые кассовые сборы.
Даже декорации приходилось делать. Мы из досок, брошенных ярких бутылок и консервных банок сооружали «иностранный бар» и разыгрывали сценки из зарубежных фильмов. Первый «бар» располагался прямо у туалета, взрослые очень ругались, что приходилось пробираться через наши декорации, и в итоге потребовали их разобрать.
- Насколько я знаю, позднее вы начали путь в кино тоже с декораций. К какому фильму?
- Первая часть «Обители зла». Помните, в начале героиня Милы Йовович приходит в себя в душевой. Так вот эту душевую делал я. Фильм снимали в Берлине, куда я перебрался ради учёбы в школе искусств. И долгое время работал там художником-оформителем. Но в итоге выбрал всё-таки кино - Берлинскую академию кино и телевидения. Это довольно известное далеко за пределами Берлина и Германии учебное заведение. Когда-то сюда не смог поступить сам Питер Фассбиндер, а среди выпускников академии можно назвать Вольфганга Петерсена, снявшего такие фильмы, как «Бесконечная история», «Самолёт президента» и «Троя».
Досье
Олег Асадулин. Родился в 1971 году в Челябинске. В 1998-м окончил Мухинское училище в Санкт-Петербурге. После переехал в Берлин, где окончил режиссёрское отделение университета кино и телевидения. Снял сериалы «Закрытая школа», «Чудо», «Корабль», полнометражные фильмы «Фобос», «Тёмный мир. Равновесие», «Корпоратив».