29 ноября в польском городке Мелец с населением около 63 тыс. жителей произошло событие из разряда тех, которые в последнее время для Польши и всей Восточной Европы успеи приобрести статус почти рядовых, будничных.
Речь о том, что местные власти санкционировали демонтаж памятника советскому воину-освободителю (копия известного монумента в Трептов парке Берлина), и этот демонтаж незамедлительно был произведён. При этом городской совет Мельца распространил сообщение о том, что, дескать, демонтировали монумент вовсе не для его отправки на пункт сырьевой переработки, а для переноса в специальный, понимаешь, музей. Музей расположен в городе Руда-Шленска и носит название «специального фонда минувшей эпохи». Мол, «донт вори», памятник просто «сменит место расположения».
Чтобы понять, что именно на самом деле стоит за фразой о «смене места расположения», достаточно обратиться к подобным ситуациям совсем недавнего прошлого. Так, в течение только уходящего года в Польше вандалами или городскими службами с подачи местных властей советские памятники разрушались или выкорчёвывались с постаментов не менее 6 раз. Ещё более двух десятков раз совершалось надругательство над могилами советских воинов, погибших при освобождении Польши от гитлеровцев.
Ни в одном из упомянутых шести случаев памятники, обелиски, мемориальные плиты не были ни возвращены на прежнее место, ни выставлены в каком-либо мемориальном музее, рассказывающем об истории Польши. Новые площадки для памятников советской эпохи – это обычно склады или подвалы, в которых поляки, судя по всему, пытаются похоронить свою же собственную историю.
Один из совсем свежих примеров – решение властей польского Пененжно о демонтаже памятника генералу Ивану Черняховскому, не без военных усилий которого городок Мельзак в Восточной Пруссии после окончания войны и превратился в тот самый польский Пененжно. А глава Пененжно Казимеж Кейдо, судя по всему, решил, что он вправе принимать решение по ликвидации памятников тем людям, без подвигов которых и его собственное появление на свет было бы под большим знаком вопроса…
МИД России направил заявление в отношении польских коллег с призывом остановить разрушение памятников воинам-освободителям. Из заявления:
Требуем от руководства Польши остановить разрушение советских памятников.
Демонтировав монумент, польская сторона, таким образом, в очередной раз грубо нарушила положения основополагающих двусторонних документов, а именно Договора между РФ и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве 22 мая 1992 года; Соглашения между правительством РФ и правительством Польши о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 25 августа 1993 года; Соглашения между правительством РФ и правительством Польши о местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 года.
Ответ от польских властей пришёл достаточно быстро. Причём отвечала МИД России посол Польши в РФ г-жа Пелчиньска-Наленч. Её слова представляет информационное агентство «Интерфакс»:
Мы считаем, что соглашение, существующее между Польшей и Россией, относится к кладбищам и местам захоронения. Так называемые символические памятники, где никто не захоронен, находятся в ведении местных властей и в соответствии с определёнными процедурами их можно демонтировать. Такие памятники не охраняются международными соглашениями, в том числе и двусторонними соглашениями между Польшей и Россией.
Можно, конечно, и дальше приводить слова российских и польских дипломатов, в которых одни «выражают озабоченности», а другие никаких «озабоченностей» в связи со случившимся выражать и не думают, но только к чему это…
По большому счёту, и так всё понятно. Страна, которая все последние годы именует Россию не иначе как последовательницей «оккупировавшего Польшу Советского Союза», страна, которая призывает западных кукловодов продолжать милитаризацию восточных границ ЕС и поддержание очага постоянной напряжённости в Донбассе, по всем канонам является не просто потенциальным, а самым что ни на есть реальным противником Российской Федерации.
Безусловно, можно говорить о том, что не все поляки готовы поддерживать идеи захвативших власть ещё в конце 80-х русофобских марионеток Запада, и что есть, к примеру, польские байкеры, которые помогли завершить отдельно взятый мотопробег в честь 70-летия Победы.
Но складывается впечатление,
а) что польские байкерские и их единомышленники в плане готовности жить с Россией в добром соседстве – это редкое исключение из большого польского правила (нет известий о том, чтобы какая-либо из польских общественных организаций не просто осудила действия властей в Пененжно или Мельце, но и предприняла усилия для возвращения исторических монументов),
б) что польские власти попросту сознательно «кормят» Россию демонстрацией собственной вседозволенности на фоне постоянных антироссийских провокационных шагов.
Мол, валили советские памятники, валим их сейчас и валить будем дальше, а вы смотрите и кудахтайте что-то про свои озабоченности…
Самое интересное, что это началось не 29 ноября, когда свалили памятник в городе Мелец и даже не в день демонтажа мемориала Черняховскому в Мельзаке (Пененжно). Этой провокационной кампании уже больше двух десятков лет. Как только польские элиты поняли, что на русофобии можно зарабатывать (в том числе и политические очки одобрения местными радикалами и заокеанскими спонсорами), так процесс и пошёл. И, есть ощущение, процесс не просто будет продолжен, он будет нарастать.
Сегодня памятники и обелиски советским воинам, завтра – могилы, послезавтра – сатанинские пляски на уже разграбленных кладбищах.
Эта политика государственного вандализма будет продолжена по той просто причине, что кроме «серьёзных озабоченностей» по линии МИД мы (Россия), к сожалению, не принимаем никаких мер, чтобы зарвавшихся русофобов-прозападных побирушек из числа польских властей призвать к ответу.
Риторика в стиле «это внутреннее дело Польши» как раз таки и даёт возможность польским «элитам» продолжать испражняться на голову потомкам тех, кто больше 70-ти лет назад освобождал польскую территорию от нацистского варварства. Видимо, уроком не стало…
Конечно, совсем не хочется уподобляться польским государственным вандалам, для которых не кажется неприкосновенным то, что рассказывает о людях, вернувших стране суверенитет после нацистской оккупации. Не хочется говорить о том, что местным властям в Смоленской области в такой ситуации следовало бы озаботиться вопросом целесообразности нахождения в Катынском лесу небезызвестного мемориала, включая и обелиск в память о погибшем польском президенте-русофобе Качиньском. Хочется быть выше всего этого…
Но только вся беда в том, что польская властная камарилья воспринимает это вовсе не как порядочность, а исключительно как российскую слабость со всеми вытекающими последствиями.
Если шкодливый соседский кот, извините, гадит под дверью в подъезде, а его хозяева надменно заявляют, что нет такого закона, в котором было бы сказано, что гадить под дверью коту нельзя, то и такого кота, и таких хозяев наказывают. Ничего радикального, просто закон жизни…